Потепление климата ускорило разложение древесины термитами

Солдат азиатского подземного термита (Coptotermes gestroi) в гнезде. C. gestroi питается древесиной © Amy E. Zanne et al. / Science, 2022

Биологи оценили скорость разложения мертвой древесины термитами в разных климатических условиях и выяснили, что насекомые становились активнее более, чем в 6,5 раз при повышении температуры … Подробнее

У отдаленно родственных РНК-вирусов общий механизм самосборки

Множественные белковые субъединицы

Ученые из Государственного университета Сан-Диего, Гарварда и Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (США) пришли к выводу, что два отдаленно родственных РНК-вируса — один из которых заражает … Подробнее

Загадочное ископаемое животное предложили считать моллюском

Typhloesus wellsi  © Joschua Knüppe

Палеонтологи Саймон Конуэй-Моррис (Simon Conway Morris) из Кембриджского университета и Жан-Бернар Карон (Jean-Bernard Caron) из Королевского палеонтологического музея Онтарио и Университета Торонто опубликовали работу, в … Подробнее

Медики СПбГУ нашли новые потенциальные биомаркеры болезни Альцгеймера

Томограмма мозга пациента с болезнью Альцгеймера © Wikimedia Commons

Ученые Санкт-Петербургского государственного университета совместно с врачами и сотрудниками научно-исследовательского отдела Городской больницы № 40 обнаружили биомаркеры, которые позволяют определять болезнь Альцгеймера на ранних стадиях … Подробнее

Китайские динозавры пришли в упадок за два миллиона лет до вымирания

Динозавры Центрального Китая во время падения астероида. Слева направо: тираннозаврид, гадрозаврид и овирапторозавр на яйцах © The Institute of Vertebrate Paleontology and Paleoanthropology (IVPP), Chinese Academy of Sciences

Китайские геологи и палеонтологи исследовали ископаемую яичную скорлупу динозавров из бассейна Шаньян в Центральном Китае и пришли к выводу, что динозавры в этом регионе переживали … Подробнее

Ученые определили структуру белка, причастного к синдрому лица эльфа

© Fotolia/ Dan Race

Сотрудники МГУ совместно с коллегами определили структуру белка, которого недостает у больных синдромом Вильямса. Это тяжелое генетическое заболевание человека, известное как синдром лица эльфа. Исследование … Подробнее

Стробоскопический эффект позволил создать атомные массивы произвольной геометрии

Упрощенная схема формирования стробоскопических оптических пинцетов. Параллелепипеды – это акустооптические модуляторы, круги – это линзы. ©  Zoe Z. Yan et al. / Physical Review Letters, 2022

Американские физики описали новый экспериментальный подход к созданию двумерных массивов холодных атомов произвольной геометрии. Он основан на стробоскопических оптических пинцетах, за формирование которых отвечают два … Подробнее

Химерные антигенные рецепторы справились с волчанкой

3D-модель Т-лимфоцита © fusebulb / Фотодом / Shutterstock

Пять человек с тяжелым аутоиммунным заболеванием — системной красной волчанкой — стали первыми в мире, кто получил новаторскую терапию, использующую генетически измененные клетки. Проведенное в … Подробнее

Наночастицы с настраиваемым магнитным полем будут более эффективны в медицине

Юрий Князев Фото Тамаровской Анастасии / ФИЦ КНЦ СО РАН

Красноярские ученые научились настраивать магнитные взаимодействия между наночастицами ферригидрита за счет модификации их поверхности. Это позволит управлять магнитными характеристиками наночастиц и успешно применять их в … Подробнее

Американцы воспроизвели микробиом кишечника человека

Кишечные бактерии © Bowenworksinlondon

Ученым из Стэнфорда удалось сконструировать сообщество из микроорганизмов, характерных для микробиома кишечника человека. Для этого они собрали вместе 104 вида бактерий. Позже, к сообществу присоединились … Подробнее

Палеонтологи из США обнаружили вымершую рептилию, которая жила среди динозавров

Opisthiamimus gregori © Julius Csotonyi for the Smithsonian Institution

Исследователи из Смитсоновского института обнаружили новый вымерший вид ящероподобных рептилий, который населял Северную Америку юрского периода около 150 миллионов лет назад вместе с динозаврами, такими … Подробнее

У фуллерена C60 нашли неожиданно большой магнетизм

Молекула фуллерена C60 © Wikimedia Commons

Австрийские физики пропустили через материальноволновой интерферометр Тальбота — Лау атомы цезия, молекулы органического радикала и несколько различных фуллеренов. Отклонение Штерна — Герлаха позволило им оценить … Подробнее

В брачной коммуникации красноглазых квакш играет роль не только звук, но и вибрация

Красноглазая квакша (Agalychnis callidryas) © Helen Haden/Flickr

Группа ученых экспериментально  установила , что в брачных сигналах красноглазых квакш играет роль не только звук, но и вибрация растений, на которых они сидят    … Подробнее

Появление первых рептилий-планеристов связали с возросшей густотой пермских лесов

Художественная реконструкция Coelurosauravus elivensis © Valentin Buffa et al. / Journal of Vertebrate Paleontology, 2022

Одной из первых планирующих рептилий был целурозавравус, который жил на территории современного Мадагаскара в конце пермского периода. Палеонтологи переописали этот вид и подтвердили, что образом … Подробнее

Физики нашли объяснение необычного эффекта в плазменно-пылевых системах

Визуализация результатов расчета структуры с границей раздела упорядоченной и неупорядоченной областей при помощи методов компьютерного моделирования © M. G. Hariprasad et al./  Scientific Reports, 2022

Необычный эффект, полученный индийскими коллегами в плазменно-пылевой системе, объяснили ученые Московского физико-технического института и Объединенного института высоких температур РАН. Эксперимент обнаружил, что при определенных условиях … Подробнее

Мицелиальный гриб помог увеличить синтез лекарства для лечения болезней печени

Микрофотографии гриба Gibberella zeae © Kollerov V. and Donova M. / AMB Express, 2022

Российские ученые предложили микробиологический метод, позволяющий эффективно синтезировать урсодезоксихолевую кислоту — препарат, который широко используется при лечении различных заболеваний печени. Традиционно ее получают в процессе … Подробнее

Фотонные кольца черной дыры сохранили информацию о ее вибрациях