Музей английского графства Сомерсет приобрел за 150 тысяч фунтов стерлингов каменный рельеф англо-саксонской эпохи, изображающий апостола Петра. Возраст скульптуры около тысячи лет. В течение многих лет она служила надгробным памятником для кошки.
Кусок известняка был найден жителем Сомерсета Джонни Бистоном в каменоломне. Бистон принес его домой и установил в саду в качестве памятника на могиле любимой кошки по имени Винкль. После смерти самого Бистона камень был замечен историком Крисом Брюкорном, который определил, что перед ним фрагмент каменного рельефа X или XI века, на котором изображен апостол Петр. Историк увидел скульптурное изображение через садовую ограду, понял его ценность, затем постучал в дверь дома и сказал встретившей его вдове Бистона: «Полагаю, вы только что выиграли в лотерею». Рельеф был продан на аукционе Sotheby’s за 175 тысяч фунтов американскому коллекционеру Стэнли Сиджеру. После смерти коллекционера произведение вновь было выставлено на продажу, и на этот раз его сумел приобрести Музей графства Сомерсет.
Точное происхождение рельефа не установлено. Однако предполагают, что он был частью убранства церкви апостолов Петра и Павла в располагавшемся неподалеку аббатстве Малчелни. Известный с X века бенедиктинский монастырь был закрыт в 1538 году, когда король Генрих VIII ликвидировал католические монастыри и конфисковал их собственность. Церковь Петра и Павла продолжает действовать и поныне. За века она пережила немало перестроек, а ее нынешнее здание возведено в XV веке.
Несмотря на фрагментарный характер рельефа, он особо ценен из-за хорошей сохранности. Исследователи полагают, что он был установлен внутри церкви, возможно, рядом с алтарем. Первоначально каменная скульптура была окрашена, а глубокие впадины в глазницах апостола заполнены синим стеклом или подобным материалом. Историк Виктория Уайтуорс (Victoria Whitworth) говорит, что изображение святого характерно для средневекового английского искусства. «Резьба очень тонкая, изображающая типичный англо-саксонский образ святого Петра – без бороды и тонзурой. Такое изображение мы находим во многих англо-саксонских рукописях, но оно неизвестно на континенте, где Петра рисовали бородатым», – рассказала она изданию MailOnline. Виктория Уайтуорс предполагает, что Петр стоял сбоку от алтаря, а с другой стороны находилась скульптура Девы Марии. Направленный вверх взгляд Петра направлял зрителя к изображению Христа над алтарем.
Новый экспонат будет выставлен в музейной экспозиции, находящейся в замке Тонтон (Taunton Castle).
Источник: polit.ru