Группа ученых из Австралии и Великобритании пришла к выводу, что первые попытки мумификации в Древнем Египте делались уже 6 тысяч лет назад. Ранее считалось, что в так называемый доисторический период истории Египта, в неолите и медном веке, эта практика отсутствовала, а тела умерших сохранялись исключительно благодаря сухому климату. Первые известные науке свидетельства использования смол для искусственной мумификации до сих пор ограничивались несколькими случаям конца периода Древнего царства (около 2200 года до н.э.), а распространенной эта практика становилась в период Среднего царства (около 2000-1600 годов до н.э.).
В исследовании, опубликованном в электронном научном журнале PLOS One, были проанализированы останки из египетских захоронений в Бадари и Мостагедда, надежно датированные периодом между 4500 и 3350 годами до н. э. Они относятся к так называемой бадарийской культуре позднего неолита, обнаруженной в 1920-х годах британскими археологами Гаем Брантоном и Гертрудой Катон-Томпсон.
Тела из этих погребений были обнаружены также еще в 1920-е годы и попали в Музей Болтона (Великобритания). Однако подробно обследованы они не были до недавнего времени. Команда ученых использовала методы газовой хроматографии, масс-спектрометрии и термодесорбции для исследования льняных полотен, в которые были завернуты тела. В результате обнаружилось, что ткань перед использованием пропитывали сосновой смолой, экстрактами ароматических растений, камедью и битумом.
Антибактериальные свойства многих из этих компонентов и их использования в более поздних погребальных практиках эпохи фараонов заставили ученых предположить, что представители бадарийской культуры уже начинали эксперименты по сохранению тел усопших, которые в итоге дали начало практикам бальзамирования в Древнем Египте.
Один из авторов исследования Джана Джонс (Jana Jones) из Университета Маккуори в Сиднее отмечает, что подобные обертывания характерны не для всех погребений в Бадари и Мостагедде, а лишь для некоторых, которые сопровождаются также наиболее богатым набором погребальных приношений. Это позволяет предположить, что они принадлежат влиятельным и состоятельным людям из местной общины.
Источник: polit.ru