Коллектив ученых из Великобритании, Канады, Австралии, Монголии, Германии и США завершил проект по изучению физиологии горного гуся (Anser indicus) во время перелетов. Исследователи планировали выяснить, как эта птица приспособилась к длительным полетам на большой высоте.
Горные гуси (Anser indicus)
© Sergey Pisarevskiy/Flickr
Горный гусь обитает на озерах Центральной Азии: в Казахстане, Киргизии, Монголии, на Алтае в Туве. На зимовку он летит в Южную Индию, по пути преодолевая Тибет и Гималаи. Эта птица известна способностью летать на очень больших высотах. Горных гусей неоднократно наблюдали на высоте до 6000 метров, а рекордный показатель составляет более 10000 метров.
В ходе исследования на брюхо гуся перед отправлением его в далекое путешествие закреплялся датчик, который фиксировал высоту, скорость, ритм сердцебиения птицы и другие показатели. Если раньше ученые считали, что горные гуси поднимаются на большую высоту, а затем летят долгое время, не снижаясь и используя попутный ветер, то данные нового исследования показали, что они постоянно перемещаются вверх и вниз, в зависимости от рельефа местности. Как оказалось, такое полет, не смотря на необходимость периодических подъемов, более экономичен, так как гусь не должен все время находиться на большой высоте, где воздух разрежен, и поэтому лететь трудно. К тому же на больших высотах падает содержание кислорода в воздухе. На высоте 5500 метров атмосферное давление в два раза ниже, чем на уровне моря, а содержание кислорода составляет лишь 10,5% от содержания его на уровне моря. На высоте Эвереста давление составляет 33% процента по сравнению с уровнем моря, а содержание кислорода – лишь 7%. Для подъемов птицы порой используют восходящие потоки воздуха (так называемый «орографический лифт»).
Новое исследование также показало, что частота взмахов крыльями горных гусей постепенно увеличивается с ростом высотой и понижением воздуха. Частота сердечных сокращений очень сильно коррелирует с частотой взмахов крыльями, причем зависимость между ними экспоненциальная. Например, небольшое увеличение частоты взмахов на 5% приводит к росту частоты сердечных сокращений на 19% и в результате к значительному увеличению мощности полета в 41%.
Результаты исследования описаны в журнале Science.
Источник: polit.ru