Концентрация углекислого газа в атмосфере бьет рекорды

Команда метеорологов из Всемирной метеорологической организации опубликовала доклад, данные из которого показывают беспрецедентный рост концентрации диоксида углерода в атмосфере Земли.

Vadim Petrakov / Фотодом / Shutterstock© Vadim Petrakov / Фотодом / Shutterstock

Диоксид углерода (углекислый газ) — один из главных парниковых газов, из-за которых сегодня на Земле наблюдается глобальное потепление. Основные источники поступления газа в атмосферу — сжигание ископаемого топлива — угля, газа и нефтепродуктов, а также животные (в т.ч. и человек), выделяющие этот газ при дыхании, и микроорганизмы, участвующие в процессах брожения и гниения. Известно, что на уровень углекислоты в атмосфере влияют деревья, поглощающие этот газ. И потому вырубка лесов также приводит к увеличению его концентраций.

Без вмешательства человека и природных катаклизмов (вроде массовых извержений вулканов) уровни углекислого газа регулировались естественным образом. Часть его поглощалась океанами, часть — растениями. Как говорят климатологи, хрупкое природное равновесие было нарушено с началом т.н. индустриального периода развития человечества, который начался, по оценкам ученых, в 1750 году. И рост концентрации CO2 в атмосфере составил, начиная с 1750 года, 145%. И в прошлом, 2016 году показал рекордное значение в 403,3 ppm (частей на миллион). До начала активной индустриализации концентрации углекислого газа в течение последних 800 000 лет не превышали в атмосфере значений в 280 ppm.

Анализ образцов льда, взятых при глубоком бурении ледников и позволяющих установить хронологию концентрации CO2, показал, что подобные уровни углекислого газа были на нашей планете в середине плиоцена, три-пять миллионов лет назад. Тогда, по словам экспертов, средняя годовая температура была на 2−3 °C выше, чем сегодня, а Гренландия с большой частью Антарктики были полностью свободны от льдов, из-за чего уровень моря был на 10—20 метров выше, чем сейчас.

Как говорят ученые, такие стремительные повышения уровней одного из главных парниковых газов нельзя недооценивать. Потому что быстрое повышение уровня CO2 и других парниковых газов может привести к непредсказуемым изменениям в климатических системах, что в свою очередь грозит человечеству серьезными экологическими и экономическими проблемами.

«Накопившись в атмосфере, углекислый газ останется в ней в течение сотен лет, а в океанах еще дольше. Законы физики подсказывают нам, что в будущем мы столкнемся с гораздо более жарким и экстремальным климатом. И в настоящее время у нас нет волшебной палочки для удаления этого CO2 из атмосферы», — говорит Генеральный секретарь Всемирной метеорологической организации П. Таалас.

Поэтому жизненно важной задачей для человечества остается сокращение сжигания ископаемого топлива и использование альтернативных, более экологически безопасных источников энергии.

Доклад опубликован в Бюллетене по парниковым газам Всемирной метеорологической организации