Приблизительно раз в четыре года звучит громкое заявление очередного ученого о неожиданном результате исследований знаменитой «Джоконды». Такие сообщения привлекают внимание прессы, но, как правило, сделанные исследователями выводы относятся к тем, которые нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть.
Компьютерная программа, анализирующая эмоции по выражению лица, пытается определить настроение Моны Лизы. Стоматолог по ее улыбке пытается определить, на месте ли все зубы женщины. И так далее. Мы никогда не сможем задать Лизе вопрос, какое у нее в действительности настроение, или попросить ее открыть рот для стоматологического осмотра.
Но в этот раз сенсационное сообщение носит несколько иной характер. Начавшаяся в этом декабре история вполне может закончиться предъявлением серьезных доказательств в виде фотоснимков сверхвысокого разрешения. А может и кончиться ничем.
Однако в любом случае начинается она интересно. Возмутителем спокойствия на этот раз стал Паскаль Котт (Pascal Cotte), французский инженер и изобретатель. Он занимается создание аппаратуры для многоспектральной съемки высокого разрешения. Чаще всего такая техника применяется в музеях для исследования картин и документов. Например, при помощи технологии многоспектральной съемки часто выявляют и прочитывают палимпсесты – манускрипты, в которых текст написан поверх стертого более старого текста.
Особое ноу-хау Паскаля Котта – метод усиления слоев (Layer Amplification Method, LAM), позволяющий получать изображения в отдельных участках спектра и совмещать их. Технология позволяет выявлять изображения в различных слоях живописи. Котт основал компанию Lumiere Technology, которая занимается исследованиями произведений живописи и получением высокоточных цифровых копий картин. Со своей аппаратурой он работал в Кливлендском музее искусств, Дворце изящных искусств в Лилле, Чикагском институте искусств, Музее ван Гога в Амстердаме, Музея Чарторыйских в Кракове.
В последнем из перечисленных музеев объектом исследования стала «Дама с горностаем» работы Леонардо да Винчи. После анализа слоев живописи Паскаль Котт и его коллеги пришли к выводу, что в работе над картиной было три стадии. На первой была изображена только женщина, без горностая; на второй животное было серого цвета, и лишь на третьей цвет зверька стал белым (кстати, скорее всего, это вовсе не горностай, а белый домашний хорек фуро).
Работала Lumiere Technology и в Лувре, получив в 2004 году цифровое изображение «Джоконды» с применением технологии LAM. Анализ полученных данных занял несколько лет, ведь их общий объем равен шести гигабайтам. Картина была снята в 13 спектральных диапазонах от ультрафиолетового до инфракрасного, разрешение составляло 150 000 пикселей на дюйм. В 2007 году Паскаль Котт сообщил о первом открытии.
Начал он с малого – с проблемы бровей и ресниц Моны Лизы. Искусствоведы давно задавались вопросом, почему у изображенной женщины выщипаны брови и ресницы и соответствует ли это моде времен Леонардо да Винчи и Лизы дель Джокондо. Недоумение возникало в основном из-за трактата Вазари, где при описании картины говорится, что ресницы у нее были: «…в этом лице глаза обладали тем блеском и той влажностью, какие мы видим в живом человеке, а вокруг них была сизая красноватость и те волоски, передать которые невозможно без владения величайшими тонкостями живописи. Ресницы же благодаря тому, что было показано, как волоски их вырастают на теле, где гуще, а где реже, и как они располагаются вокруг глаза в соответствии с порами кожи, не могли быть изображены более натурально» (перевод А. И. Венедиктова и А. Г. Габричевского).
Паскаль Котт обнаружил на снимке высокого разрешения след одной из ресниц. Он предположил, что первоначально на портрете присутствовали и ресницы, и брови, но они исчезли в результате неудачной попытки ранней реставрации. Попутно Паскаль Котт отметил, что первоначально пальцы левой руки Моны Лизы расположены несколько иначе, а также нашел несколько других небольших отличий от нынешнего вида картины.
Прошло еще восемь лет, и сейчас Паскаль Котт рассказал о новых итогах своих исследований. По его словам, первоначальный вариант портрета значительно отличался от нынешнего. Точнее, этих вариантов было даже больше одного. Котт выделяет четыре этапа работы над портретом. Сначала Леонардо да Винчи написал женщину приблизительно в той же позе, что и в финальном варианте, но размер изображения был несколько больше. Затем поверх был написан другой портрет. Женщина смотрела не прямо, а вправо, на голове ее был убор из жемчуга. По предположению Паскаля Котта, это могло быть изображение Мадонны.
Третий по времени создания портрет изображает женщину, одетую по флорентийской моде начала XVI века. Паскаль Котт предполагает, что именно этот вариант и есть портрет той самой Лизы дель Джокондо, над которым работал Леонардо. Но, как известно, картина не была отдана заказчику, художник увез ее с собой во Францию, где и закончил работу над ней. По версии исследователя, во Франции и был создан известный нам вариант картины, на котором женщина смотрит прямо на зрителя. Внесены также изменения в одежду модели. Получается, что портрет, который мы видим, это вовсе не Лиза дель Джокондо, а какая-то неизвестная женщина.
Таковы новости, которые сообщил пока Паскаль Котт. Надо признать, немедленного и всеобщего согласия они не встретили. Напротив, большинство искусствоведов восприняло их скептически. Джонатан Джонс, например, признавая возможность изменения первоначального замысла в ходе работы художника над портретом, тем не менее, полагает, что с самого начала и до конца это был портрет Лизы дель Джокондо. Но Леонардо да Винчи, чтобы создать свой шедевр, работая над картиной, намеренно отступил от буквального портретного сходства с моделью, получив в итоге не столько портрет реальной женщины по имени Лиза, а произведение, чья «эфирная красота и мощное обаяния являются высшим итогом понимания Леонардо». Гениальный художник, по словам Джонса, никогда не сделал бы такой банальности, как написание портрета кого-то другого поверх портрета флорентийки. Его задача была более увлекательной. Он работал над портретом до тех пор, пока лицо реального человека не превратилось в миф.
Источник: Максим Руссо polit.ru