2012 VP113 (нормальное имя ей пока не присвоено) и в самом деле невелика — всего 450 км в диаметре, что примерно вдове меньше тысячекилометровой Седны, открытой 11 лет назад и до того считавшейся самой удалённой от Солнца карликовой планетой. Тем не менее её размеры вполне достаточны, чтобы даже в случае льдистого состава гравитация придала ей сферическую форму, что считается ключевым требованием к объекту, классифицируемому как карликовая планета.
Орбита у 2012 VP113 тоже очень вытянута: её ближайшая к Солнцу точка (перигелий) удалена от светила на 80 а. е. (12 млрд км), а самая дальняя (афелий) — на 452 а. е., то есть на 67 млрд км. Это значит, что перигелий у неё на 4 а. е. дальше от нас, чем у Седны, хотя афелий на 550 а. е. ближе.
Орбита 2012 VP113 показана красным, Седны — оранжевым, пояс Койпера, внутри которого крутятся планеты Солнечной, — голубым.
(Здесь и ниже иллюстрации Scott S. Sheppard / Carnegie Institution for Science.)
Благодаря столь вытянутой орбите новое тело, как и Седна, чрезвычайно медленно движется — медленнее всех остальных известных тел Солнечной. Когда астрономы впервые заметили 2012 VP113 в 2012 году с помощью «Камеры наблюдений за тёмной энергией» (520 мегапикселов) на четырёхметровом телескопе Бланко (Чили), планета двигалась столь неторопливо, что на выяснение параметров орбиты и удалённости объекта ушло больше года.
И оно того стоило: если раньше иные астрономы предполагали, что Седна — глубоко нетипичное тело, то открытие 2012 VP113, напротив, указывает на его типичность. Напомним: настоящие планеты в Солнечной системе простираются только до 30 а. е. Всё, что дальше, содержит лишь сравнительно небольшие тела пояса Койпера, крупнейшим из которых считается Плутон (1 150 км в диаметре), достаточно большой, чтобы некогда его величали планетой.
Дальше всё не так однозначно. В частности, Седна, чей год длится 11 400 земных лет, вполне может считаться как некогда рассеянным вовне объектом пояса Койпера, членом так называемого рассеянного диска, так и первым из известных членов облака Оорта — до сих гипотетического, хотя несомненно существующего резервуара комет, откуда они периодически подлетают к Солнцу. Облако имеет не слишком чётко очерченные границы: внешняя указывается в 50 000–100 000 а. е. (до пары световых лет), а вот внутренняя, в свете дискуссий о Седне, до сих пор неясна.
Первооткрыватели объекта, Чедвик Трухийо (Chadwick Trujillo, открывший карликовые планеты Седна, Макемаке и др.) из Обсерватории Джемини и Скот Шеппард (Scott Sheppard) из Института Карнеги (оба — США), уверены: перед нами нечто очень важное — один из объектов, находящихся за пределами привычных астрономам групп, вроде того же рассеянного диска.
И они задаются вопросом: как именно тела, афелий которых лежит в 75–150 млрд км от Солнца, могут быть так сильно привязаны к нему, чтобы периодически сближаться на гораздо меньшие дистанции? Какой именно фактор обусловил столь неестественно вытянутую орбиту, и сколько ещё крупных объектов могут находиться на ней?
Красная, зелёная и синяя точки соответствуют местам, где 2012 VP113 была зафиксирована наземным телескопом.
Кроме того, не вполне ясно, почему перигелий 2012 VP113 почти совпадет с перигелием Седны (80 и 76 а. е.), в то время как афелии разнятся более чем вдвое (452 и 1 000 а. е.). Ясно, что 2012 VP113 теснее связана с Солнцем гравитационно, но как это могло случиться?
Есть несколько гипотез о том, как тела вроде 2012 VP113 вообще могли оказаться на своём нынешнем месте. Согласно одной из них, в ранней молодости Солнечной системы близко проходившая чужая звезда внесла сильные гравитационные возмущения и увлекла некоторые из фрагментов будущих планет к краю нашей системы, где они с тех пор и находятся. Другая гипотеза ищет корни облака Оорта и тел вроде новооткрытого внутри Солнечной: по ней, из-за резонанса орбит гигантских планет одна из них некогда была выброшена из системы, по пути увлекая с собой массу более мелких объектов.
Как бы то ни было (а сейчас достоверно установить «виновника торжества» нельзя из-за дефицита данных), из обеих гипотез следует, что и Седна, и 2012 VP113 должны быть только верхушкой айсберга: даже внутренняя часть облака Оорта, к которой они, предположительно, относятся, обязана быть в 10–100 раз массивнее Пояса Койпера. А значит, карликовых планет там много, много больше.
Трухийо и Шеппард мыслят сходным образом, полагая, что ещё сотни объектов внутренней части облака Оорта ждут своего часа. Уже сейчас оба астронома отслеживают ещё шесть тел-кандидатов на окраинах Солнечной системы, которые могут оказаться очередными карликовыми планетами такого рода. Г-н Трухийо не исключает и возможности того, что необычные орбиты и 2012 VP113 и Седны являются результатом влияния некоего более массивного тела, планеты, всё ещё не обнаруженной земными астрономами, поскольку основную часть своей жизни она проводит далеко от Солнца и наших телескопов.
Отчёт об исследовании опубликован в журнале Nature.
Подготовлено по материалам Nature News.
Источник: compulenta.computerra.ru