Коллектив ученых из Великобритании, Австралии, Италии, Франции и Германии опубликовал результаты исследования, согласно которым практика мумификации умерших появилась в Древнем Египте значительно раньше, чем считалось. Признаки использования мумифицирующих веществ были обнаружены на останках, которые датируются примерно 3600 годом до нашей эры, то есть относятся к так называемому додинастическому периоду в истории Египта.
Одна из гебелейнских мумий (взрослый мужчина EA 32751)
Пример природной мумификации
Обычно считается, что мумификация умерших появилась в Египте во времена 2-ой династии (около 2800 года до н. э.), а полная технология, включавшая извлечение внутренностей покойного, обработку его тела различными минеральными и растительными веществами и обертывание льняным полотном, возникла еще позже, при 4-й династии (около 2600 года до н. э.). Достаточно повсеместной эта практика стала лишь в период Среднего царства (около 2000 – 1600 годов до н.э.).
В более ранние времена египтяне просто хоронили своих умерших в неглубоких могилах, не подвергая их тела особой обработке. Аналогичным образом погребали и в более поздние эпохи многих умерших, так как у бедняков Египта не было средств на ритуал подороже. Сухой воздух и песок пустыни приводили к тому, что тело теряло воду и «мумифицировалось» естественным путем, без вмешательства людей. К таким случаям относятся, например, так называемые «гебелейнские мумии» – шесть тел, найденных в 1896 году британским египтологом Уоллисом Баджем в захоронении у Бахр-Била-Ма, близ города Гебелейн. Они датируются примерно 3400 годом до н. э. и находятся сейчас в Британском музее.
Еще в 1990-х годах Джана Джонс (Jana Jones) из австралийского Университета Маккуори, изучая под микроскопом некоторые ткани из погребений додинастической эпохи, замечала на волокнах следы какого-то вещества, похожего на смолу. Тогда она предположила, что это свидетельства первых опытов египтян по бальзамированию умерших. Но для доказательства этой гипотезы одних визуальных наблюдений было недостаточно. На поиски более серьезных аргументов ушло десять лет.
В 2014 году группа ученых во главе с Джаной Джонс опубликовала в PLOS One исследование фрагментов тканей из египетских захоронений из Мостагедда в районе Эль-Бадари на юге Египта. Погребения относились к 4500 – 3350 годам до н. э – позднему неолиту, так называемой бадарийской культуре, к которой относятся и «гебелейнские мумии». Они были найдены еще в 1920-е годы и хранятся в Музее Болтона в Великобритании. Считалось, что и эти останки подвергались только природной мумификации.
Авторы работы исследовали ткани, в которые были завернуты тела, при помощи методов газовой хроматографии, масс-спектрометрии и термодесорбции. В результате обнаружилось, что ткань перед использованием пропитывали сосновой смолой, экстрактами ароматических растений, камедью и битумом. Антибактериальные свойства многих из этих компонентов и их использование в более поздних погребальных практиках эпохи фараонов заставили ученых предположить, что представители бадарийской культуры уже начинали эксперименты по сохранению тел усопших, которые в итоге дали начало практикам бальзамирования в Древнем Египте.
Остатки смолы на волокнах ткани под световым микроскопом
(погребение 3528, Мостагедда, бадарийская культура)
Джана Джонс отметила, что подобные обертывания характерны не для всех погребений в Мостагедде, а лишь для некоторых, которые сопровождаются также наиболее богатым набором погребальных приношений. Возможно, они принадлежат влиятельным и состоятельным людям из местной общины.
В нынешней работе, также проведенной под руководством Джаны Джонс, были исследованы останки RCGE 16550 из Египетского музея в Турине. Тело лежало на левом боку в типичной для захоронений додинастического Египта позе эмбриона. Фрагменты льняного полотна сохранились на спине, плечах, правом предплечье, ладонях тазовой области, нижних конечностях, что указывает на то, что при погребении все тело было завернуто в ткань. К ногам также прилипли волокна из тростниковой циновки.
Место находки неизвестно. Музейные архивы содержат записи о том, что египтолог Эрнесто Скьяпарелли (1856-1928) купил эти останки у неназванного торговца в начале 1901 года вместе с коллекцией «доисторических» предметов. Также архивные записи указывают, что предметы додинастического периода Скьяпарелли покупал обычно в Луксоре и Кене, где его частым поставщиком был продавец древностей Таниос Гиргис, добывавший свой товар также и из Гебелейна. Остается неясным, входили ли прилагавшиеся к телу артефакты (стрелы, корзина с фрагментами ткани, мешок из кожи страуса, сандалии из растительных волокон) в состав погребального комплекса или они имеют независимое происхождение.
Тело RCGE 16550 считается самой старой мумией музея и, как полагали ранее, мумификация в данном случае была исключительно природной. При этом подробного изучения или музейной консервации тела RCGE 16550 до нынешнего исследования не проводилось.
Останки RCGE 16550 в Египетском музее Турина
Работа включала в себя микроскопический анализ ткани с тела, радиоуглеродное датирование, химический анализ методом газовой хроматографии-масс-спектрометрии (ГХ-МС) и термической десорбцией и пиролиза образцов ткани, а также выявление ДНК патогенных бактерий из фрагмента кожи (они в итоге обнаружены не были). Провести рентгеновское исследование скелета для уточнения пола, возраста и возможных причин смерти оказалось невозможно, так как из-за хрупкости тела его нельзя было перемещать. Осмотр зубов позволил заключить, что умершему было от двадцати до тридцати лет.
Радиоуглеродное датирование позволило отнести останки к 3700 – 3500 годам до н. э. (амратская – герзейская культуры, Накада IA-IIB). Химический анализ, как и в случае с останками из Музея Болтона, показал, что ткань была смолой хвойных растений, растительными маслами и ароматические растительными экстрактами, которые входили и в рецепты бальзамировщиков Древнего Египта спустя тысячелетия, когда их мастерство достигло расцвета.
По мнению Джонс и ее коллег, погребальные ленты из льна погружали в вязкий бальзамирующий состав перед тем, как обернуть ими умершего, или же смазывали им ткань уже непосредственно на теле. Затем, когда останки оказывались в сухом горячем песке, комбинация внешних условий и антибактериальных свойств нанесенного на ткань вещества обеспечивала сохранность тела. Один из авторов работы Стивен Бакли (Stephen A. Buckley) из отделения археологии Йоркского университета полагает, что изначально ингредиенты могли иметь символическое значение, но со временем египтяне заметили и начали сознательно использовать их консервирующие свойства.
Итоги исследования изложены в статье, которую опубликовал Journal of Archaeological Science
Источник: Максим Руссо polit.ru