Неандертальцы были хорошими родителями

Дети неандертальцев имели сильную эмоциональную привязанность к своей социальной группе, учились посредством игр и имели важное значение для своего коллектива. Так считает группа исследователей из Центра палеэкологии человека и эволюционного происхождения (Centre for Human Palaeoecology and Evolutionary Origins, PALAEO), а также из Отдела археологии Университета Йорка (University of York).

Иллюстрация: Семья неандертальцев.

Традиционные представления о суровости детства неандертальцев в большинстве случаев основываются на «биологических» доказательствах, но археологи, которых возглавляет доктор Пенни Спикинс (Penny Spikins) изучили культурные и социальные свидетельства, которые, по их мнению, говорят о другом.

В исследовании, опубликованном в Oxford Journal of Archaeology, они утверждают, что детство неандертальцев едва уловимо отличалось от жизни их современных сверстников. Разница заключается в том, что детство неандертальцев в большей степени сосредотачивалось на социальных отношениях внутри своей группы. Изучение захоронений неандертальцев показывает, что дети играли особую роль в их обществе, в том числе символическую.

Группа археологов, в которую также входили Гейл Хитченс (Gail Hitchens), Энди Нидхэм (Andy Needham) и Холли Резерфорд (Holly Rutherford), полагает, что неандертальцы заботились о больных и раненных детях в течение нескольких месяцев, а часто и нескольких лет. Исследование захоронений показывает, что детям уделяли особое внимание, когда они умирали: обычно у них более сложные погребения, чем у людей старшего возраста.

Группы неандертальцев, как считают, были небольшими и относительно изолированными, что не могло не отразиться на социальном и эмоциональном контексте детства.

«Традиционно детство неандертальцев видится необычайно суровым, трудным и опасным. Это согласуется с предубеждением о неандертальской неполноценности и неспособности защитить детей… Наше исследование показало, что привязанность и особое внимание к детям являются более правдоподобной интерпретацией археологических свидетельств»,
— говорит Пенни Спикинс.

По его мнению, высокий уровень подвижности и частые периоды голоданий воспринимаются как суровое воспитание. Однако такие проблемы в детстве продолжали испытывать и дети человека в раннем палеолите, и современные охотники-собиратели, в частности, в условиях холодного климата, отмечает археолог.

«Но есть важная разница между суровым детством и детством в суровых природных условиях»,
— подчёркивает Пенни Спикинс.

По материалам University of York, Oxford Journal of Archaeology.
Источник: digdeep.ru