Разнообразие лиц возникло в результате естественного отбора

Аномальное для мира животных разнообразие человеческих лиц является результатом естественного отбора, сделавшее особей Homo sapiens максимально уникальными и узнаваемыми, утверждают американские ученые, авторы статьи в журнале Nature Communications.

Разнообразие лиц Фото: Giampiero Sposito / Reuters

Для проверки этой гипотезы биологи взяли огромную базу анатомических особенностей человеческого тела, которую армия США ведет с 1945 года. Эта антропометрическая база по военнослужащим обоих полов используется в моделировании униформы, конструировании новых средств транспорта и обустройстве рабочих мест.

Исследователи измерили вариативность черт лица (расстояние между лбом и подбородком, величина ушей, широта носа и так далее) — оказалось, что она значительно выше, чем у анатомии других частей тела. Самые разнообразные черты локализуются в треугольнике между глазами, ртом и носом. Кроме того, анализ тысячи геномов человека, секвенированных в рамках проекта 1000 Genome, показал, что на участках, отвечающих за черты лица, вариативность значительно выше, чем в регионах, определяющих облик остальных частей тела.

Более того, в секвенированных недавно геномах неандертальцев и денисовцев присутствует аналогичная вариативность, то есть разнообразие лиц сформировалось у предков Homo sapiens еще до разделения этих групп.

Большинство животных узнают особей своего вида по голосу или запаху, и внешность не играет большой роли (особенно у тех, кто ведет ночной образ жизни). Только у людей социальные взаимодействия стали движущей силой эволюции внешнего облика: человеку выгодно узнавать и быть узнаваемым, утверждают ученые.

«Обычно естественный отбор “вычищает” генетическую вариативность в свойствах, которые важны для выживания особи. Однако здесь имеет место противоположный процесс: отбор поддерживает вариативность. Это согласуется с идеей о том, что эволюция способствует разнообразию черт лица, нужному для узнаваемости людей»,
— резюмирует генетик Майкл Нэхмэн (Michael Nachman), соавтор исследования.