Тирольский ледяной человек был предрасположен к атеросклерозу

Генетическая предрасположенность и генетический риск возникновения атеросклероза (сужение, вплоть до закупорки, артерий из-за отложений холестерина) существовали и в глубокой древности, несмотря на то, что распространенность и факторы риска этого заболевания серьезно разнятся в прошлом и сегодня (например, уровень ожирения, степень физической нагрузки). К такому выводу пришел профессор Альберт Цинк (Albert Zink) и его коллеги из Института по изучению мумий и ледяного человека при Европейской академии в Больцано (EURAC). Их исследование опубликовано в журнале Global Heart.

Тирольский ледяной человек (Отци)Тирольский ледяной человек (Отци)
Фото: Reuters

Несмотря на то, что современные методы визуализации уже использовались с тем, чтобы выявить наличие атеросклероза у мумифицированных останков, принадлежащих различным культурам, получение информации о генетической предрасположенности обследованных экземпляров гораздо сложнее из-за разрушения генетического материала под воздействием времени. Однако в ходе работы по секвенированию полного генома Тирольского ледяного человека (или Отци) у мумии, которая была обнаружена в 1991 году в Тирольских Альпах и возраст которой оценивается примерно в 5300 лет, был обнаружен повышенный риск развития ишемической болезни сердца. Геном Отци обнаружил несколько однонуклеотидных полиморфизмов, связь с современными сердечно-сосудистыми заболеваниями которых доказана в многочисленных исследованиях.

Таким образом, Тирольский ледяной человек обладал высокой генетической предрасположенностью к развитию ишемической болезни сердца. Данные факты представляют особый интерес, поскольку исследование Отци с помощью компьютерной томографии выявили кальциноз в ряде основных кровеносных сосудов, включая сонную артерию, дистальные отделы аорты, правую подвздошную артерию, что свидетельствует о признаках генерализованного атеросклероза. Впрочем, Тирольский ледяной человек не был подвержен порокам современного общества, которые увеличивают риск сердечно-сосудистых заболеваний. Он явно не курил, не обладал избыточным весом, не был домоседом и был физически активным.

Поэтому мнение о том, что наши предки жили более здоровой жизнью и потому были избавлены от риска сердечно-сосудистых заболеваний, неверно, полагают авторы статьи. «Наши предки тысячи лет назад обладали всеми признаками атеросклероза, как показывают современные исследования с помощью компьютерной томографии, которые определили депозиты кальция, связанных с атеросклеротическими бляшками в артериях мумий возрастом 5 тысяч лет. Несмотря на то, что наши человеческие предки жили совсем другой жизнью, в отличие от нас среда их обитания, их образ жизни не защищал их от развития атеросклероза», — заключают ученые.