Ученые усомнились, что женский таз расширился из-за перехода к прямохождению

Сопоставление костей таза у древних приматов показало, что размеры таза у мужчин и женщин начали заметно различаться еще до того, как предки человека перешли к прямохождению, а объем их мозга сильно увеличился. Это ставит под сомнение общепринятые представления о том, как возникла эта отличительная черта женской анатомии женщин.

Женский таз и череп новорожденного © Barbara FischerЖенский таз и череп новорожденного
© Barbara Fischer

“Наши предки могли приобрести эту черту не самостоятельно, а унаследовать ее от более древних млекопитающих, которые в прошлом столкнулись с необходимостью производить на свет детей с необычно крупной головой”, – рассказала Барбара Фишер, научный сотрудник Венского университета и один из авторов исследования.

Ученые предполагают, что предки человека перешли к прямохождению примерно 2-3 млн лет назад, когда климат Африки изменился и многие ее леса превратились в саванны. В результате первые представители рода Homo начали ходить на двух ногах, стали очень выносливыми и научились создавать орудия труда. Благодаря этому они перешли на высококалорийную мясную пищу, из-за чего объем мозга человека достиг современных размеров.

Также этот процесс, как считается, привел к половым различиям в строении костей таза у Homo. Подтверждением этой гипотезы может служить то, что обладатели костей таза меньшего размера более выносливы при ходьбе на двух ногах, но при этом не могут рожать детей с большой головой.Ученые предполагают, что из-за этих двух факторов женский таз стал заметно шире мужского. Благодаря этому женщинам стало немного проще рожать, но бегать и ходить – наоборот, тяжелее.

В ходе нового исследования австрийские антропологи сравнивали устройство костей таза самцов и самок шимпанзе и современных людей. В результате они усомнились в том, что подобные различия возникли исключительно из-за перехода к прямохождению.

Ранее биологи уже замечали небольшие различия в устройстве таза у этих приматов, однако большого значения им не придавали.  Дело в том, что голова детеныша шимпанзе относительно невелика и практически в любой ситуации может легко пройти сквозь отверстие в тазе.

Детально изучив расхождения в форме и размерах костей таза у приматов, Фишер и ее коллеги обнаружили, что те отличались друг от друга почти столь же сильно, как и аналогичные части скелета у мужчин и женщин. В целом подобные половые различия были одинаково выражены у обоих видов гоминид, несмотря на отсутствие у шимпанзе способности к прямохождению.

Ученые считают, что это говорит в пользу того, что различия в размерах таза появились еще у общих предков шимпанзе и человека по другим причинам. Фишер и ее коллеги предполагают, что подобные половые различия присущи всем млекопитающим, детеныши которых относительно велики.

Соответственно, наши предки, по мнению австрийских исследователей, вовсе не “изобрели” эту особенность женской анатомии. Они просто воспользовались уже существовавшим эволюционным механизмом, чтобы быстро адаптироваться к тому, что размеры их мозга начали стремительно увеличиваться после перехода к прямохождению и появления первых орудий труда.

Статья опубликована в журнале Nature Ecology & Evolution