До появления лошадей в Месопотамии разводили гибриды ослов

Одомашненные лошади появились в Месопотамии примерно 4000 лет назад, до этого же в военных целях шумеры использовали других животных. Палеогенетики из Института Жака Моно (Парижский университет, Франция) секвенировали древнюю ДНК костей непарнокопытных из сирийской гробницы возрастом 4500 лет и выявили, что захороненные животные относились к так называемым «кунгам» – гибридам домашнего осла и дикого кулана, сообщает пресс-служба CNRS.

Конное захоронение из Умм-эль-Марра, Сирия © Glenn Schwartz / John Hopkins UniversityКонное захоронение из Умм-эль-Марра, Сирия
© Glenn Schwartz / John Hopkins University

Ученые сравнили геномы этих животных с геномоми других непарнокопытных: лошадей, домашних и диких ослов. Как показало исследование, найденные останки животного не принадлежали ослу или лошади.

Также исследователи секвенировали ДНК 11000-летней кости лошади, найденной на юго-востоке современной Турции, и останки последних представителей диких ослов из семейства лошадиных – куланов. В результате ученые выяснили, что останки из Сирии принадлежат гибридному животному – помеси самки домашнего осла и самца дикого кулана.

Вместо того чтобы одомашнивать диких лошадей, населявших этот регион, шумеры производили и использовали гибридов, сочетая качества двух родителей, чтобы получить потомство, которое было сильнее и быстрее, чем ослы (и намного быстрее, чем лошади), но более управляемым, чем дикие куланы. Но, поскольку кунги были бесплодны, а куланы дикие, чтобы вывести нового кунга, приходилось каждый раз скрещивать домашнюю самку с ранее отловленным куланом. В конечном итоге их вытеснили лошади, которых было легче воспроизводить.

Статья опубликована в журнале Science Advances