Домашние гуси появились в Китае уже 7000 лет назад

В поселении земледельцев среднего неолита в долине Янцзы археологи обнаружили кости гусей. Коллектив ученых из Китая и Японии доказал, что это были домашние птицы, которые в течение как минимум нескольких поколений выращивались в этой местности. Таким образом, домашние гуси существовали в Китае уже 7000 лет назад, что делает их самыми древними одомашненными птицами в мире.

Серые гуси (Anser anser) © Frans Vandewalle/FlickrСерые гуси (Anser anser)
© Frans Vandewalle/Flickr

История появления домашних гусей до сих пор содержит серьезные пробелы. Но ученые уверены в том, что было как минимум два центра одомашнивания гусей. Предком значительной части гусей был серый гусь (Anser anser), одомашненный где-то на Ближнем Востоке или в восточном Средиземноморье. Есть археологические свидетельства существования одомашненных гусей в Египте и Месопотамии более 4000 лет назад. Однако китайские домашние гуси и родственные им гуси африканской породы происходят от другого вида диких гусей — сухоноса (Anser cygnoides). Вероятно, в появлении отдельных пород домашних гусей участвовали и другие дикие виды: белолобый гусь (A. albifrons), пискулька (A. erythropus), гуменник (A. fabalis), горный гусь (A. indicus) и даже лебедь-шипун (Cygnus olor).

Объектом нынешнего исследования стали кости гусей из Тяньлуошань — неолитического поселения в нижней части долины Янцзы, обитатели которого занимались выращиванием риса. Всего авторы работы проанализировали размер, строение и химический состав 232 гусиных костей. Радиоуглеродное датирование показало, что костям около 7000 лет. Среди костей нашлась принадлежащая недавно вылупившемуся гусенку, тогда как дикие гуси-сухоносы не размножаются в южном Китае — он служит для них только местом зимовки. Анализ концентрации стабильных изотопов в костях подтвердил, что гуси в течение жизни питались только в данной местности. Авторы работы полагают, что люди выращивали в Тяньлуошань как минимум несколько поколений гусей, используя в качестве корма рис.

Если одомашнивание гусей в Китае началось 7000 лет назад, это делает китайских гусей самыми древними домашними птицами, так как надежные археологические свидетельства существования домашних кур имеют возраст только 5000 лет.

Статья опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences