Изображение “неведомого зверя” с головой птицы обнаружили археологи под Старой Руссой

Археологи обнаружили изображения уникального четырехлапого “неведомого зверя” с головой птицы в ходе раскопок в Старой Руссе. Накладки из металлического сплава украшали кожаный пояс богатого средневекового горожанина, сообщила руководитель Старорусской археологической экспедиции Новгородского университета имени Ярослава Мудрого Елена Торопова.

Изображение "неведомого зверя" с головой птицы обнаружили археологи под Старой Руссой© Вячеслав Прокофьев/ТАСС, архив

“В слоях раскопа XIV века обнаружены две поясные накладки из медного сплава с изображением “неведомого зверя”. Нижняя часть образа – парнокопытное, а голова похожа на птичью. В средневековых бестиариях (сборниках с описанием реальных и фантастических животных и растений) аналогов мы пока не нашли”, – сказала она. Торопова отметила, что накладки – прямоугольники со сторонами 1 и 2 см – не были защитным амулетом, но этот “зверь”, несомненно, что-то означал для того, кто его носил.

Как пояснила собеседница агентства, такие украшения на кожаном ремне были характерны для состоятельного человека, имевшего связи с Европой. “Предполагается, что вещь “импортная”. Находки сделаны в слоях XIV века, где постепенно раскрывается усадьба богатого жителя Русы”, – отметила она.

Пятницкий раскоп в Старой Руссе исследуется учеными и студентами Новгородского госуниверситета с 1999 года, однако каждый сезон приносит ценные исторические свидетельства, рассказывающие о быте наших предков. Так, в 2014 году здесь была обнаружена половина редкой серебряной гривны, в этом году – две западноевропейские кожаные туфли, оправа для реликвария, нательный крест из самшитового дерева. По результатам работ в вузе создали электронную базу данных находок, в которой находится свыше 29 тыс. предметов.