Ученые из Новосибирска объяснили культ насекомых в Древнем Китае

Археологические данные свидетельствуют о наличии у населения в Северо-Восточной Азии в эпоху неолита культа личинок насекомых. Амулеты, форма которых восходит к изображениям насекомых, использовались в погребальных обрядах и отождествлялись с душой и ее перерождением. К данному открытию пришел исследователь из НГУ (Новосибирский государственный университет) Сергей Алкин, сообщает пресс-служба университета.

Ученые из Новосибирска объяснили культ насекомых в Древнем Китае © shutterstock

Артефакты С-образной формы широко известны в археологии Восточной Азии под обобщенным японским названием магатама. Предполагается, что их прототипом являются стилизованные скульптурные изображения насекомых в личиночной стадии. Наиболее ранние из подобных предметов демонстрируют детальное изображение личинок конкретных видов с тщательной проработкой характерных особенностей внешнего облика насекомых. Большинство ранних изображений относятся к неолитической культуре хуншань, существовавшей на территории Северо-Восточного Китая с V по середину III тысячелетия до нашей эры.

Такие нефритовые скульптурки С-образной формы использовались в составе сопроводительного погребального инвентаря. Среди них есть изображения представителей семейств пластинчатоусых жуков скарабеидов, пилильщиков, жужелиц и других.

Куколки шелкопряда. Нефрит
Изображение: пресс-служба НГУ

По мнению исследователя, в первобытных культурах эпохи неолита насекомые и их личинки отождествились с душой животного или человека. Такие сюжеты встречались в различных азиатских мифологиях и фиксируются и у других народов: тунгусо-маньчжур, палеоазиатов, алтайцев, сибирских угров и самодийцев.

Скульптура из могилы Фухао (культура Шан-Инь)
и ее прототип — личинка насекомого семейства скарабеид.
Изображение: пресс-служба НГУ

Возможно, появление культа насекомых имело и другие причины, связанные с системой жизнеобеспечения древних обществ. Благодаря своей высокой питательной ценности, насекомые, и особенно их личинки, были и остаются в Азии естественным резервом широкого спектра питательных веществ.

One Response to Ученые из Новосибирска объяснили культ насекомых в Древнем Китае