Жители Кубы 2500 лет назад ели ядовитое растение

Данные, полученные коллективом кубинских и канадских ученых, позволили им установить, что культурные растения были знакомы аборигенам Кубы задолго до VI века, считавшегося ранее периодом начала земледелия на острове.

Zamia integrifoliaZamia integrifolia

Исследование было основано на анализе зерен крахмала из зубного камня и изотопного состава костей останков, найденных Канимар Абахо (Canímar Abajo) на Кубе. Эти останки датируются примерно 1000 годом до нашей эры. Результаты анализа изложены в статье, которую опубликовал Journal of Archaeological Science.

Ученые установили, что пищей тогдашних жителей Канимар Абахо служили фасоль, батат и тропическое растение замия (Zamia). Это растение весьма ядовито, и его невозможно есть без предварительной обработки. У людей и животных, которые ели это растение, возникают параличи и тяжелые поражения печени и почек, которые часто заканчиваются смертью. Традиция потребления замии в пищу в историческое время известна у народов Флориды: индейских племен майаими, текеста, семинолов, а также у так называемых черных семинолов – потомков беглых рабов-африканцев, селившихся на землях семинолов с XVII века. Они использовали вид Zamia integrifolia, который называли «флоридским аррорутом» или «диким саго». Чтобы сделать его пригодным в пищу, растительный крахмал многократно измельчали пестиком в деревянной ступке и вымачивали в воде. Видимо, подобную технологию задолго до этого использовали и жители Канимар Абахо. Интересно, что производство съедобного крахмала замии во Флориде сохранялось до 1925 года, когда этот продукт был запрещен Управлением по контролю за пищевыми продуктами и лекарствами США.

Археологические раскопки в Канимар Абахо в течение последних десяти лет ведет профессор Гаванского университета Родригес Суарес (Rodríguez Suarez). Он убежден, что результаты развеют миф о том, что коренные кубинцы 2 тысячелетия до н.э. были только рыболовами и собирателями и не знали сельского хозяйства и культурных растений.