Знаменитый Антикитерский механизм оказался еще древнее

В журнале Archive for History of Exact Sciences опубликована статья Кристиана Кармана (Universidad Nacional de Quilmes, Буэнос-Айрес) и Джеймса Эванса (University of Puget Sound) посвященная возрасту знаменитого произведения античной науки – Антикитерского механизма. Исследователи полагают, что он почти на век древнее, чем считалось ранее.

Фрагмент Антикитерского механизмаФрагмент Антикитерского механизма
© Justin van Dyke/Flickr

Антикитерский механизм представлял собой астрономический калькулятор – устройство, при помощи которого можно было определить положение на небе Луны, Солнца, Марса, Венеры, Меркурия, Юпитера и Сатурна в выбранную дату, а также предсказать затмение. Это первое в истории человечества аналоговое вычислительное устройство. В механизме было более тридцати соединенных шестерен и циферблаты со стрелками. Детали устройства были найдены в 1900 году греческим ныряльщиком, собиравшим морские губки возле острова Антикитера, среди других находок на месте кораблекрушения I века до н. э.

Первые реконструкции прибора появились лишь в 1950-х годах. Широко известным он стал, когда в 1959 году в английский ученый Дерек де Солл Прайс опубликовал в Scientific American статью «Древнегреческий компьютер». Упоминания о подобном приборе нашлись и у античных авторов. Цицерон в сочинении «О природе богов» писал об устройстве, созданном ученым Посидонием: «…шар (sphaera), что недавно изготовил наш друг Посидоний, шар, отдельные обороты которого воспроизводят то, что происходит на небе с Солнцем, Луной и пятью планетами в разные дни и ночи…». В другой работе Цицерона («О государстве») рассказывается об изобретении аналогичного прибора Архимедом.

Последние результаты работы исследователей Антикитерского механизма были представлены в публикация журнала Nature 2006 и 2008 годов. Сейчас найденный на морском дне механизм и созданная учеными функционирующая версия его реконструкции экспонируются в афинском Национальном археологическом музее в Афинах.

Раннее при помощи метода радиоуглеродного датирования и анализа формы греческих букв, нанесенных на механизм, время его создания относили к периоду от 150 до 100 года до н. э. Карман и Эванс исследовали часть Антикитерского механизма, которая служила для предсказания затмений. Теоретической основой такого предсказания был сарос – период, в ходе которого порядок солнечных и лунных затмений повторяется. Сарос равен 223 синодическим месяцам (периодам между двумя одинаковыми фазами Луны), что составляет 6585,3213 дня. На практике астрономы древности использовали также экселигмос – период равный трем саросам. Экселигмос удобен тем, что составляет целое число дней. Понятие сароса было известно еще вавилонским астрономам.

Как определили Карман и Эванс, устройство предсказания затмений в Антикитерском механизме будет давать наиболее точные результаты, если в качестве «нулевой точки» отсчета сароса будет выбран день 12 мая 205 года до н.э. Это позволило им предположить, что прибор был создан в конце III – начале II века до н.э. Следует, однако, учитывать, что обнаруженный факт определяет скорее не дату создания конкретного устройства, найденного впоследствии на дне Эгейского моря, а дату разработки его конструкции античным астрономом.