Астрономический календарь на февраль 2020 года

Избранные астрономические события месяца (время всемирное):

1 февраля – долгопериодическая переменная звезда V Гончих Псов близ максимума блеска (6m),
1 февраля – Луна (Ф= 0,4+) близ Урана,
2 февраля – Луна в фазе первой четверти,
4 февраля – Луна (Ф= 0,72+) проходит севернее Альдебарана,
4 февраля – покрытие Луной (Ф= 0,77+) звезды 106 Тельца (5,3m) при видимости на Европейской части России и на севере страны,
6 февраля – Луна (Ф= 0,89+) в восходящем узле своей орбиты,
6 февраля – Луна (Ф= 0,9+) проходит точку максимального склонения к северу от небесного экватора,
7 февраля – покрытие Луной (Ф= 0,97+) звезды мю2 Рака (5,3m) при видимости на Европейской части России и в Сибири,
8 февраля – Луна (Ф= 0,99+) проходит севернее звездного скопления Ясли (М44),
9 февраля – полнолуние,
9 февраля – Луна (Ф= 1,0) проходит севернее Регула,
9 февраля – максимум действия метеорного потока альфа-Центауриды (ZHR= 6),
10 февраля – Меркурий достигает максимальной восточной (вечерней) элонгации 18 градусов,
10 февраля – Луна (Ф= 0,96-) в перигее своей орбиты на расстоянии 360467 км от центра Земли,
11 февраля – покрытие Луной (Ф= 0,93-) звезды ню Девы (4m) при видимости в Сибири и на Дальнем Востоке,
11 февраля – покрытие астероидом 4 Веста звезды HIP14439 (5,3m) из созвездия Овна при видимости на Европейской части России,
13 февраля – долгопериодическая переменная звезда S Большой Медведицы близ максимума блеска (6,5m),
13 февраля – Луна (Ф= 0,77-) близ Спики,
15 февраля – Луна в фазе последней четверти,
16 февраля – Меркурий в стоянии с переходом от прямого движения к попятному,
18 февраля – долгопериодическая переменная звезда S Гидры близ максимума блеска (6,5m),
18 февраля – покрытие Луной (0,24-) планеты Марс при видимости в Северной Америке,
19 февраля – Луна (Ф= 0,2-) в нисходящем узле своей орбиты,
19 февраля – Луна (Ф= 0,17-) проходит точку максимального склонения к югу от небесного экватора,
19 февраля – покрытие Луной (Ф= 0,14-) планеты Юпитер при видимости в Антарктиде,
20 февраля – Луна (Ф= 0,09-) близ Сатурна,
22 февраля – покрытие астероидом 97 Klotho звезды HIP22616 (6,7m) из созвездия Ориона при видимости в Приморье,
23 февраля – новолуние,
23 февраля – Луна (Ф= 0,01+) близ Меркурия,
24 февраля – Луна (Ф= 0,01+) близ Нептуна,
26 февраля – Меркурий в нижнем соединении с Солнцем,
26 февраля – Луна (Ф= 0,07+) в апогее своей орбиты на расстоянии 406276 км от центра Земли,
27 февраля – Луна (Ф= 0,13+) близ Венеры,
28 февраля – Луна (Ф= 0,2+) близ Урана.

Солнце движется по созвездию Козерога до 16 февраля, а затем переходит в созвездие Водолея. Склонение центрального светила постепенно растет, а продолжительность дня быстро увеличивается, достигая к концу месяца 10 часов 38 минут на широте Москвы. Полуденная высота Солнца за месяц на этой широте увеличится с 17 до 26 градусов. Наблюдения пятен и других образований на поверхности дневного светила можно проводить практически в любой телескоп или бинокль и даже невооруженным глазом (если пятна достаточно крупные). Февраль – не лучший месяц для наблюдений Солнца, тем не менее, наблюдать центральное светило можно весь день, но нужно помнить, что визуальное изучение Солнца в телескоп или другие оптические приборы нужно обязательно (!!) проводить с применением солнечного фильтра (рекомендации по наблюдению Солнца имеются в журнале «Небосвод» http://astronet.ru/db/msg/1222232).

Луна начнет движение по небу февраля в созвездии Рыб при фазе 0,4+, наблюдаясь на вечернем небе и находясь в нескольких градусах южнее Урана. 1 февраля Луна при фазе 0,42+ перейдет в созвездие Кита, в этот же день перейдя в созвездие Овна при фазе 0,48+. Здесь 2 февраля Луна примет фазу первой четверти, а 3 февраля при фазе 0,58+ перейдет в созвездие Тельца, наблюдаясь первую половину ночи. В этом созвездии Луна сблизится со звездными скоплениями Плеяды и Гиады, а затем пройдет севернее Альдебарана при фазе 0,72+ (4 февраля). В этот день Луна покроет звезду 106 Тельца и устремится к созвездию Ориона, которое пересечет при фазе 0,84+ 5 февраля, перейдя затем в созвездие Близнецов. 6 февраля ночное светило (Ф= 0,89+) окажется в восходящем узле своей орбиты (близ точки максимального склонения к северу от небесного экватора). 7 февраля Луна при фазе 0,97+ перейдет в созвездие Рака, где произойдет покрытие Луной (Ф= 0,97+) звезды мю2 Рака (5,3m) при видимости на Европейской части России и в Сибири, а 8 февраля лунный диск (Ф= 0,99+) пройдет севернее звездного скопления Ясли (М44). 9 февраля яркий лунный диск перейдет в созвездие Льва, где наступит полнолуние и ночное светило будет наблюдаться всю ночь, затмевая слабые звезды. В тот же день Луна (Ф= 1,0) пройдет севернее Регула. 10 февраля Луна (Ф= 0,96-) достигнет перигея своей орбиты на расстоянии 360467 км от центра Земли. 11 февраля лунный овал достигнет созвездия Девы при фазе 0,93-, и устремится к звезде Спика, севернее которой пройдет 13 февраля при фазе 0,77-. 14 февраля овал Луны достигнет созвездия Весов, уменьшив фазу до 0,66-, и совершит по нему двухдневное путешествие, приняв здесь фазу последней четверти 15 февраля. 16 февраля при фазе 0,46- Луна перейдет в созвездие Скорпиона, а затем – в созвездие Змееносца (уже при фазе 0,4-). Здесь лунный серп пробудет до 18 февраля, перейдя в этот день в созвездие Стрельца, уменьшив фазу до 0,27-, наблюдаясь по утрам невысоко над юго-восточным горизонтом. 18 февраля произойдет покрытие Луной (0,24-) планеты Марс при видимости в Северной Америке, а 19 февраля Луна (Ф= 0,2-) окажется в нисходящем узле своей орбиты близ точки максимального склонения к югу от небесного экватора. В этот же день произойдет покрытие Луной (Ф= 0,14-) планеты Юпитер при видимости в Антарктиде, а 20 февраля Луна (Ф= 0,09-) пройдет южнее Сатурна и перейдет в созвездие Козерога. Здесь лунный серп пробудет конца дня 22 февраля, а затем перейдет в созвездие Водолея при самой малой фазе. В созвездии Водолея Луна примет фазу новолуния 23 февраля, и устремится к созвездию Рыб, выходя на вечернее небо южнее Меркурия. Самый тонкий серп молодого месяца жители Европейской части России смогут увидеть вечером 24 февраля, когда Луна будет находиться в созвездии Водолея (южнее Нептуна). 25 февраля растущий серп (Ф= 0,03+) перейдет в созвездие Рыб и пробудет здесь до 26 февраля, когда перейдет в созвездие Кита при фазе 0,06+. В этот день тонкий серп (Ф= 0,07+) достигнет апогея своей орбиты на расстоянии 406276 км от центра Земли, а 27 февраля Луна вновь перейдет в созвездие Рыб, увеличив фазу до 0,12+ и находясь в нескольких градусах южнее Венеры. 28 февраля серп Луны еще раз войдет в созвездие Кита при фазе 0,2+ (южнее Урана). 29 февраля Луна (Ф= 0,24+) достигнет созвездия Овна, закончив здесь свой путь по зимнему небу при фазе 0,32+.

Меркурий перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Водолея, 10 февраля достигая максимальной элонгации 18 градусов к востоку от Солнца. Меркурий наблюдается на фоне вечерней зари у юго-западного горизонта в двух – трех десятках градусов правее Венеры. Видимый диаметр Меркурия за месяц возрастает от 6 до 10,5 угловых секунд при блеске уменьшающемся от -1m до 5m. Фаза планеты за месяц уменьшится от 0,8 до 0, а 26 февраля Меркурий достигнет нижнего соединения с Солнцем. Это означает, что при наблюдении в телескоп Меркурий будет иметь вид крохотного овала, превращаясь к 10 февраля в полудиск, а затем – в серп, с увеличением видимых размеров.

Венера движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Водолея, 2 февраля переходя в созвездие Рыб. Планета видна на вечернем небе в виде яркой звезды (у юго-западного – горизонта). Наблюдать Венеру можно даже невооруженным глазом на дневном небе (во второй половине дня). 27 февраля около планеты будет находиться Луна, что облегчит поиск Венеры в дневное время. Угловое расстояние вечерней звезды от Солнца к концу месяца увеличивается от 40 до 44,5 градусов к востоку от центрального светила. Видимый диаметр Венеры возрастает от 15,5” до 18,9” а фаза уменьшается от 0,7 до 0,6 при блеске, возрастающем от – 4,1m до -4,3m. В телескоп планета видна в виде небольшого белого овала без деталей.

Марс перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Змееносца, 11 февраля переходя в созвездие Стрельца. Планета видна на утреннем небе в виде достаточно яркой звезды. В телескоп виден крохотный диск с самыми крупными деталями. Блеск планеты увеличивается от +1,5m до +1,1m, а видимый диаметр возрастает от 4,8 до 5,5 угловых секунд. Марс 13 октября 2020 года пройдет противостояние с Солнцем при видимом диаметре 22,5 секунд дуги.

Юпитер перемещается в одном направлении Солнцем по созвездию Стрельца. Газовый гигант наблюдается на утреннем небе. Угловой диаметр самой большой планеты Солнечной системы к концу месяца достигает 34” при блеске около -1,8m. Диск планеты различим даже в бинокль, а в небольшой телескоп на поверхности Юпитера видны полосы и другие детали. Четыре больших спутника видны уже в бинокль, а в телескоп в условиях хорошей видимости можно наблюдать тени от спутников на диске планеты, а также их различные конфигурации.

Сатурн перемещается в одном направлении Солнцем по созвездию Стрельца. Наблюдается окольцованная планета на фоне утренней зари. Блеск планеты составляет около +0,5m при видимом диаметре около 15,5”. В небольшой телескоп можно наблюдать кольцо и спутник Титан, а также другие наиболее яркие спутники. Видимые размеры кольца планеты составляют в среднем 40×15” при наклоне к наблюдателю 24 градуса.

Уран (5,9m, 3,4”) перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Овна (близ звезды омикрон Psc с блеском 4,2m). Планета видна первую половину ночи. Разглядеть диск Урана поможет телескоп от 80 мм в диаметре с увеличением более 80 крат и прозрачное небо. Невооруженным глазом планету можно увидеть в периоды новолуний на темном чистом небе. Спутники Урана имеют блеск слабее 13m.

Нептун (7,9m, 2,3”) движется в одном направлении Солнцем по созвездию Водолея близ звезды фи Aqr (4,2m). Планета видна в вечерние часы, к концу месяца заканчивая видимость. Для поисков самой далекой планеты Солнечной системы понадобится бинокль и звездные карты в Астрономическом календаре на 2020 год, а диск различим в телескоп от 100 мм в диаметре с увеличением более 100 крат (при прозрачном небе). Фотографическим путем Нептун можно запечатлеть самым простым фотоаппаратом с выдержкой снимка около 10 секунд. Спутники Нептуна имеют блеск слабее 13m.

Из комет месяца, видимых с территории нашей страны, расчетный блеск около 11m и ярче будут иметь, по крайней мере, две кометы: С/2018 N2 (ASASSN) и PANSTARRS (C/2017 Т2). Первая при максимальном расчетном блеске около 12m движется по созвездию Андромеды. Вторая перемещается по созвездиям Персея и Кассиопеи при максимальном расчетном блеске около 9m. Подробные сведения о других кометах месяца имеются на http://aerith.net/comet/weekly/current.html , а результаты наблюдений – на http://195.209.248.207/.

Среди астероидов месяца самым ярким будет Веста (7,9m) в созвездии Овна. Карты путей этих и других астероидов (комет) даны в приложении. Сведения о покрытиях звезд астероидами на http://asteroidoccultation.com/IndeXzAll.htm.

Из относительно ярких дологопериодических переменных звезд (наблюдаемых с территории России и СНГ) максимума блеска в этом месяце по данным AAVSO достигнут: V Гончих Псов 6,8m – 1 февраля, R Змееносца 7,6m – 1 февраля, R Малого Пса 8,0m – 12 февраля, S Большой Медведицы 7,8m – 13 февраля, SX Лебедя 9,0m – 13 февраля, S Гидры 7,8m – 18 февраля, Т Зайца 8,3m – 23 февраля, SS Геркулеса 9,2m – 24 февраля, RT Скорпиона 8,2m – 24 февраля, SV хАчдромеды 8,7m – 27 февраля, R Кита 8,1m – 28 февраля, S Малой Медведицы 8,4m – 28 февраля. Больше сведений на http://www.aavso.org/ .

Среди основных метеорных потоков 9 февраля максимума действия достигнут альфа-Центауриды (ZHR= 6) из созвездия Центавра. Луна в период максимума этого потока близка к полнолунию и создаст помехи для наблюдений этого метеорного потока. Подробнее на http://www.imo.net