Астрономический календарь на март 2021 года

Избранные астрономические события месяца (время всемирное):

2 марта – долгопериодическая переменная звезда R Девы близ максимума блеска (6m),
2 марта – Луна (Ф= 0,89-) в перигее своей орбиты на расстоянии 365427 км от центра Земли,
2 марта – Луна (Ф= 0,88-) проходит севернее Спики,
5 марта – Меркурий проходит в 0,4 гр. севернее Юпитера,
5 марта – Луна (Ф= 0,55-)проходит севернее Антареса,
6 марта – Луна в фазе последней четверти,
6 марта – Меркурий достигает максимальной утренней (западной) элонгации 27 градусов,
6 марта – Луна (Ф= 0,5-) в нисходящем узле своей орбиты,
7 марта – Луна (Ф= 0,3-) проходит точку максимального склонения к югу от небесного экватора,
8 марта – покрытие Луной (Ф= 0,29-) звезды сигма Стрельца (2,1m) при видимости в Сибири,
10 марта – Луна (Ф= 0,11-) проходит южнее Сатурна,
10 марта – Луна (Ф= 0,08-) проходит южнее Юпитера,
11 марта – Нептун в соединении с Солнцем,
11 марта – Луна (Ф= 0,06-) проходит южнее Меркурия,
13 марта – Луна (Ф= 0,0) близ Венеры и Нептуна,
13 марта – новолуние,
14 марта – Венера проходит в 0,4 гр. южнее Нептуна,
17 марта – Луна (Ф= 0,12+) проходит южнее Урана,
18 марта – Луна (Ф= 0,29+) в апогее своей орбиты на расстоянии 405254 км от центра Земли,
19 марта – долгопериодическая переменная звезда S Цефея близ максимума блеска (6m),
19 марта – Луна (Ф= 0,32+) проходит южнее Марса и севернее Гиад,
19 марта – Луна (Ф= 0,34+) проходит севернее Альдебарана,
19 марта – покрытие на 7 секунд звезды HIP61099 (7,7m) из созвездия Волос Вероники
астероидом (1048) Feodosia при видимости на юге Европейской части России,
20 марта – Луна (Ф= 0,36+) в восходящем узле своей орбиты,
20 марта – весеннее равноденствие,
21 марта – Луна в фазе первой четверти,
22 марта – Луна (Ф= 0,57+) проходит точку максимального склонения к северу от небесного экватора,
23 марта – долгопериодическая переменная звезда хи Лебедя близ максимума блеска (4m),
26 марта – Луна (Ф= 0,9+) проходит севернее Регула,
26 марта – долгопериодическая переменная звезда R Волопаса близ максимума блеска (6m),
26 марта – покрытие Луной (Ф= 0,92+) звезды 46 Льва (5.4m) при видимости в Приморье и на Дальнем Востоке,
26 марта – Венера в верхнем соединении с Солнцем,
27 марта – покрытие Луной (Ф= 0,98+) звезды ню Девы (4.0m) при видимости на Европейской части страны,
28 марта – полнолуние,
29 марта – Луна (Ф= 0,98-) проходит севернее Спики,
29 марта – покрытие Луной (Ф= 0,98-) звезды 74 Девы (4.7m) при видимости на большей части страны,
30 марта – Меркурий проходит в 1,3 гр. южнее Нептуна,
30 марта – Луна (Ф= 0,97-) в перигее своей орбиты на расстоянии 360307 км от центра Земли.

Солнце движется по созвездию Водолея до 12 марта, а затем переходит в созвездие Рыб. Склонение центрального светила постепенно растет, достигая небесного экватора 20 марта (весеннее равноденствие), а продолжительность дня за месяц быстро увеличивается от 10 часов 43 минут до 13 часов 02 минут на широте Москвы. Полуденная высота Солнца за месяц на этой широте увеличится с 26 до 38 градусов. Наблюдения пятен и других образований на поверхности дневного светила можно проводить в телескоп или бинокль и даже невооруженным глазом (если пятна достаточно крупные). Но нужно помнить, что визуальное изучение Солонца в телескоп или другие оптические приборы нужно обязательно (!!) проводить с применением солнечного фильтра (рекомендации по наблюдению Солнца имеются в журнале «Небосвод» http://astronet.ru/db/msg/1222232).

Луна начнет движение по небу марта при фазе 0,96- в созвездии Девы. 2 марта лунный овал пройдет севернее Спики при фазе 0,88-, а 3 марта перейдет в созвездие Весов. 5 марта при фазе 0,6- лунный овал посетит созвездие Скорпиона, и в этот же день (Ф= 0,56-) вступит в созвездие Змееносца (наблюдаясь севернее Антареса), где пробудет до 6 марта, приняв в этот день фазу последней четверти и перейдя в созвездие Стрельца при фазе 0,41-. В этом созвездии тающий серп Луны пробудет до 9 марта, перейдя в созвездие Козерога при фазе 0,18-. Здесь Луна 10 марта будет находиться южнее Сатурна, Юпитера и Меркурия, 11 марта тонкий лунный серп (Ф= 0,05-) достигнет созвездия Водолея, где 13 марта пройдет южнее Нептуна и Венеры, уменьшив фазу до 0. Приняв здесь фазу новолуния, Луна (Ф= 0,01+) перейдет в созвездие Рыб, а затем (14 марта) в созвездие Кита. Здесь Луна пробудет до 15 марта, еще раз перейдя в созвездие Рыб (Ф= 0,04+). 16 марта лунный серп (Ф= 0,1+) еще раз посетит созвездие Кита, которое покинет 17 марта при фазе 0,12+, перейдя в созвездие Овна и находясь близ Урана. 18 марта Луна перейдет в созвездие Тельца при фазе 0,22+, пройдя в этот же день южнее Плеяд при фазе 0,25+. 19 марта лунный полудиск будет находиться севернее Гиад и Альдебарана, но южнее Марса при фазе около 0,33+. 21 марта ночное светило перейдет в созвездие Близнецов, приняв здесь фазу первой четверти. 23 марта лунный овал достигнет созвездия Рака при фазе 0,7+. Севернее звездного скопления Ясли (М44) яркая Луна (Ф= 0,77+) пройдет 24 марта, на следующий день перейдя в созвездие Льва. 26 марта Луна пройдет севернее Регула при фазе 0,9+, продолжив путь по созвездию Льва до 27 марта, когда перейдет в созвездие Девы. Здесь 28 марта Луна примет фазу полнолуния, и будет видна над горизонтом всю ночь. 29 марта яркий лунный диск еще раз за месяц пройдет севернее Спики, устремившись к созвездию Весов, в которое войдет 30 марта при фазе 0,95-. Уменьшив фазу до 0,85-, Луна закончит здесь путь по небу марта, приблизившись к созвездию Скорпиона.

Меркурий перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Козерога, 13 марта переходя в созвездие Водолея. 6 марта Меркурий достигнет максимально западной (утренней) элонгации 27 градусов, наблюдаясь на фоне зари до конца месяца. Элонгация планеты после максимальной элонгации будет уменьшаться, и к концу марта составит 18 градусов. Видимый диаметр Меркурия также уменьшается (от 8 до 5 угловых секунд). Блеск быстрой планеты в течение месяц мало изменяется и имеет значение около Оm. Фаза Меркурия возрастает от 0,45 до 0,85. Это означает, что при наблюдении в телескоп Меркурий будет иметь вид полудиска, постепенно переходящего в овал.

Венера движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Водолея, 17 марта переходя в созвездие Рыб. Планета наблюдается на утреннем небе, уменьшая угловое расстояние от центрального светила от 7 до 0 градусов, 26 марта вступая в верхнее соединение с Солнцем. Видимый диаметр Венеры составляет около 10”, а фаза близка к 1 при блеске около -4m.

Марс перемещается по созвездию Тельца в одном направлении с Солнцем, наблюдаясь около звездного скопления Плеяды. Планета видна в вечерние часы. Блеск Марса уменьшается за месяц от +0,9ш до + 1,3ш. Видимый диаметр загадочной планеты в течение марта уменьшится от 6,5 до 5,3 секунд дуги. В телескоп наблюдается небольшой диск, на поверхности которого можно различить некоторые детали.

Юпитер перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Козерога. Газовый гигант имеет утреннюю видимость, и виден на фоне зари у восточного горизонта. Угловой диаметр самой большой планеты Солнечной системы увеличивается от 33” до 35” при блеске около -2m. Диск планеты различим даже в бинокль, а в небольшой телескоп на поверхности Юпитера видны полосы и другие детали. Четыре больших спутника видны уже в бинокль, а в телескоп в условиях хорошей видимости можно наблюдать тени от спутников на диске планеты, а также различные конфигурации спутников.

Сатурн перемещается по созвездию Козерога. Окольцованная планета имеет утреннюю видимость, и видна на фоне зари у восточного горизонта. Блеск планеты придерживается значения +0,7ш при видимом диаметре около 16”. В небольшой телескоп можно наблюдать кольцо и спутник Титан, а также другие наиболее яркие спутники. Видимые размеры кольца планеты составляют в среднем 40×13” при наклоне к наблюдателю 18 градусов.

Уран (6m, 3,5”) имеет прямое движение, перемещаясь по созвездию Овна южнее звезды альфа этого созвездия. Планета видна по вечерам. Разглядеть диск Урана поможет телескоп от 80 мм в диаметре с увеличением более 80 крат и прозрачное небо. Невооруженным глазом планету можно наблюдать в периоды новолуний на темном чистом небе. Блеск спутников Урана слабее 13m.

Нептун (8m, 2,4”) движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Водолея близ звезды фи Aqr (4,2m). Планета не видна, а на утреннем небе появится только в апреле месяце. Для поисков самой далекой планеты Солнечной системы понадобится бинокль и звездные карты в Астрономическом календаре на 2021 год, а диск различим в телескоп от 100 мм в диаметре с увеличением более 100 крат (при прозрачном небе). Спутники Нептуна имеют блеск слабее 13m.

Из комет месяца, видимых с территории нашей страны, расчетный блеск около 10ш и ярче будут иметь, по крайней мере, две кометы: C/2020 R4 ( ATLAS ) и P/Tempel (ЮР). Первая при максимальном расчетном блеске около 10ш движется по созвездиям Водолея, Козерога и Орла. Вторая перемещается по созвездиям Козерога и Водолея при максимальном расчетном блеске около 10m. Подробные сведения о других кометах месяца имеются на http://aerith.net/comet/weekly/current.html , а результаты наблюдений – на http://195.209.248.207/.

Среди астероидов месяца самым ярким будет Веста (6m), которая движется по созвездию Льва. Весь месяц ее можно будет разглядеть невооруженным глазом. Сведения о покрытиях звезд астероидами на http://asteroidoccultation.com/IndexAll.htm.

Долгопериодические переменные звезды месяца (по данным http://blog.astronomypage.ru/ – звездная величина фотографическая): S Кита 7,9 – 2 марта, R Девы 6,8m – 2 марта, Т Овна 8,2m – 4 марта, RW Пегаса 9,1m – 4 марта, Т Зайца 8,6m – 5 марта, R Микроскопа 8,8m – 7 марта, X Возничего 8,4m – 11 марта, R Близнецов 7,4m – 15 марта, Т Центавра 6,5m – 15 марта, ТУ Стрельца 9,1m – 19 марта, S Цефея 7,1m – 19 марта, W Возничего 8,6m – 20 марта, RR Гидры 9,0m – 23 марта, Т Геркулеса 8,3m – 23 марта, хи Лебедя 5,6m – 23 марта, S Пегаса 7,8m – 23 марта, X Единорога 7,6m – 24 марта, X Кита 9,0m – 26 марта, R Волопаса 7,2m – 26 марта, SX Лебедя 8,8m – 27 марта. Дополнительно на https://www.aavso.org/.

Среди основных метеорных потоков 14 марта в максимуме действия окажутся гамма-Нормиды (ZHR= 6) из созвездия Наугольника. Это – южный поток со склонением радианта -50 градусов. Подробнее на http://www.imo.net.

Дополнительно в АК 2021 – http://www.astronet.ru/db/msg/!704127

Календарь наблюдателя на март 2021 года
Карты для Календаря наблюдателя на март 2021 года

Метки . Закладка постоянная ссылка.