Астрономический календарь на сентябрь 2021 года

Избранные астрономические события месяца (время всемирное):

1 сентября – долгопериодическая переменная звезда S Геркулеса близ максимума блеска (6,5m),
1 сентября – максимум действия метеорного потока Ауригиды из созвездия Возничего (ZHR= 6).
2 сентября – покрытие Луной (Ф= 0,25-) звезды эпсилон Близнецов (3,1m) при видимости на Европейской части страны,
2 сентября – Луна (Ф= 0,25-) проходит точку максимального склонения к северу от небесного экватора,
3 сентября – покрытие Луной (Ф= 0,16-) звезды каппа Близнецов (3,6m) при видимости на Европейской части страны,
4 сентября – Луна (Ф= 0,09-) проходит севернее звездного скопления Ясли (М44),
5 сентября – Венера проходит в 1,6 гр. севернее Спики,
5 сентября – Луна (Ф= 0,02-) проходит севернее Регула,
7 сентября – новолуние,
7 сентября – Луна (Ф= 0,01+) проходит севернее Марса,
9 сентября – покрытие на 2 секунды звезды HIP 29775 7,3m из созвездия Ориона астероидом
Бавария (301) при видимости на юге России,
9 сентября – максимум действия метеорного потока Сентябрьские эпсилон-Персеиды (ZHR=5),
9 сентября – Луна (Ф= 0,05+) проходит севернее Меркурия,
9 сентября – Луна (Ф= 0,09+) проходит севернее Спики,
10 сентября – Луна (Ф= 0,1+) проходит севернее Венеры,
11 сентября – Луна (Ф= 0,23+) в перигее своей орбиты на расстоянии 368465 км от центра Земли,
12 сентября – Луна (Ф= 0,37+) в нисходящем узле своей орбиты,
13 сентября – Луна (Ф= 0,4+) проходит севернее Антареса,
13 сентября – Луна в фазе первой четверти,
14 сентября – Меркурий в максимальной восточной (вечерней) элонгации 27 градусов,
14 сентября – Нептун в противостоянии с Солнцем,
15 сентября – Луна (Ф= 0,64+) проходит точку максимального склонения к югу от небесного экватора,
17 сентября – Луна (Ф= 0,83+) проходит южнее Сатурна,
17 сентября – покрытие Луной (Ф= 0,89+) звезды 33 Козерога (5,4m) при видимости на Европейской части страны,
18 сентября – Луна (Ф= 0,92+) проходит южнее Юпитера,
19 сентября – долгопериодическая переменная звезда R Рыси близ максимума блеска (7m),
20 сентября – Луна (Ф= 0,99+) проходит южнее Нептуна,
20 сентября – полнолуние,
22 сентября – долгопериодическая переменная звезда U Лебедя близ максимума блеска (7m),
22 сентября – Меркурий проходит в 1,4 гр. южнее Спики,
22 сентября – осеннее равноденствие,
22 сентября – покрытие Луной (Ф= 0,97-) звезды 89 Рыб (5,1m) при видимости в Сибири и на Дальнем Востоке,
23 сентября – долгопериодическая переменная звезда T Центавра близ максимума блеска (5,5m),
24 сентября – Луна (Ф= 0,87-) проходит южнее Урана,
25 сентября – Луна (Ф= 0,78-) проходит южнее Плеяд,
26 сентября – Луна (Ф= 0,70-) в апогее своей орбиты на расстоянии 404640 км от центра Земли,
26 сентября – Луна (Ф= 0,75-) в восходящем узле своей орбиты,
26 сентября – Луна (Ф= 0,7-) проходит севернее Альдебарана,
27 сентября – Меркурий в стоянии с переходом к попятному движению,
29 сентября – Луна в фазе последней четверти,
29 сентября – Луна (Ф= 0,48-) проходит точку максимального склонения к северу от небесного экватора,
30 сентября – долгопериодическая переменная звезда V Кассиопеи близ максимума блеска (6m).

Обзорное путешествие по небу сентября в журнале «Небосвод» на http://astronet.ru/ .

Солнце движется по созвездию Льва до 17 сентября, а затем переходит в созвездие Девы и остается в нем до конца месяца. Склонение дневного светила уменьшается с каждым днем все быстрее (достигая максимума к осеннему равноденствию 22 сентября), вследствие чего также быстро увеличивается продолжительность ночи. Осеннее равноденствие сравнивает продолжительность дня и ночи на всей Земле, а после перехода Солнца в южное полушарие неба ночь в северном полушарии Земли становится длиннее дня (астрономическая осень), а в южном полушарии Земли – короче (астрономическая весна). В начале месяца долгота дня на широте Москвы составляет 13 часов 47 минут, а в конце – 11 часов 38 минут, и продолжает быстро уменьшаться. Полуденная высота Солнца на широте Москвы уменьшится за месяц на 11 градусов (с 42 до 31 градуса). Но нужно помнить, что визуальное изучение Солонца в телескоп или друтие оптические приборы нужно проводить обязательно (!!) с применением солнечного фильтра (рекомендации по наблюдению Солнца имеются в журнале «Небосвод» http://astronet.ru/db/msg/1222232).

Луна начнет движение по осеннему небу при фазе 0,34- в созвездии Тельца. 1 сентября лунный серп при фазе 0,32- перейдет в созвездие Близнецов, а 3 сентября достигнет созвездия Рака (Ф= 0,14-). На следующий день Луна (Ф= 0,09-) пройдет севернее рассеянного звездного скопления Ясли (М44). 4 сентября лунный серп при фазе 0,05- перейдет в созвездие Льва. Здесь Луна 5 сентября при фазе 0,02- пройдет севернее Регула, а 7 сентября примет в созвездии Льва фазу новолуния. В созвездие Девы тонкий лунный серп войдет уже на вечернем небе при фазе 0,01+, находясь севернее Марса. 8 сентября Луна (Ф= 0,05+) пройдет севернее Меркурия, а на следующий день – севернее Спики при фазе 0,09+ (находясь южнее Весты). 10 сентября лунный серп будет наблюдаться севернее Венеры при фазе 0,1+, а затем устремится к созвездию Весов, которого достигнет в этот же день при фазе 0,17+. Здесь ночное светило пробудет до 12 сентября, когда достигнет созвездия Скорпиона при фазе 0,33. В этот же день лунный серп при фазе 0,4+ вступит в созвездие Змееносца, наблюдаясь севернее Антареса. Здесь Луна примет фазу первой четверти 13 сентября, а на следующий день перейдет в созвездие Стрельца уже при фазе 0,55+. Ночное светило пробудет здесь до 16 сентября, а затем (Ф= 0,79+) перейдет в созвездие Козерога, где пройдет южнее Сатурна 17 сентября при фазе 0,83+. 18 сентября Луна (Ф= 0,92+) пройдет южнее Юпитера, а затем войдет в созвездие Водолея, увеличив фазу до 0,93+. В созвездии Водолея 20 сентября почти полная Луна пройдет южнее Нептуна, а затем перейдет в созвездие Рыб, где примет фазу полнолуния, наблюдаясь всю ночь. 21 сентября яркий лунный диск перейдет в созвездие Кита при фазе 0,99, а 22 сентября вновь пересечет границу созвездия Рыб при фазе 0,98-. 23 сентября при фазе 0,92- яркая Луна еще раз войдет в созвездие Кита, а затем при фазе 0,91- достигнет созвездия Овна. Здесь 24 сентября лунный овал пройдет южнее Урана при фазе 0,87-, а затем устремится к созвездию Тельца, в которое войдет 25 сентября при фазе 0,82-. В этот день лунный овал пройдет южнее Плеяд при фазе 0,78-, а 26 сентября будет находиться близ Гиад и Альдебарана при фазе около 0,7-. 28 сентября ночное светило (Ф= 0,55-) перейдет в созвездие Близнецов, где примет фазу последней четверти 29 сентября. 30 сентября лунный серп перейдет в созвездие Рака при фазе 0,33- и закончит здесь свой путь по небу сентября при фазе 0,31-.

Меркурий перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Девы, 27 сентября меняя движение на попятное. Планета наблюдается на вечернем небе, постепенно увеличивая угловое расстояние от дневного светила до момента максимальной вечерней элонгации 14 сентября. Видимый диаметр Меркурия за месяц увеличивается от 6 до 9 секунд дуги, а блеск быстрой планеты уменьшается в течение описываемого периода от 0ш до +1m. Фаза Меркурия изменяется от 0,75 до 0,25. Это означает, что при наблюдении в телескоп Меркурий будет иметь вид овала, переходящего в полудиск, а затем – в серп.

Венера движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Девы, 18 сентября переходя в созвездие Весов. Планета наблюдается на вечернем небе, увеличивая угловое расстояние от центрального светила от 40 до 45 градусов. Видимый диаметр Венеры увеличивается от 15” до 19”, а фаза уменьшается от 0,74 до 0,62 при блеске ярче -4m. 10 сентября близ Венеры пройдет Луна. В телескоп наблюдается небольшой яркий овал без деталей.

Марс перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Льва, 5 сентября переходя в созвездие Девы. Планета в сентябре заканчивает свою вечернюю видимость. Блеск Марса придерживается значения + 1,8m, а видимый диаметр загадочной планеты составляет менее 4 секунд дуги. В телескоп наблюдается крохотный диск практически без деталей.

Юпитер перемещается попятно по созвездию Козерога. Газовый гигант имеет ночную видимость, наблюдаясь невысоко над горизонтом в южной стороне неба. Угловой диаметр самой большой планеты Солнечной системы уменьшается от 49” до 46” при блеске более -2,5m. Диск планеты различим даже в бинокль, а в небольшой телескоп на поверхности Юпитера видны полосы и другие детали. Четыре больших спутника видны уже в бинокль, а в телескоп в условиях хорошей видимости можно наблюдать тени от спутников на диске планеты, а также различные конфигурации спутников.

Сатурн перемещается попятно по созвездию Козерога. Окольцованная планета имеет ночную видимость, и видна невысоко над горизонтом в южной стороне неба. Блеск планеты снижается до +0,5m при видимом диаметре около 18”. В небольшой телескоп можно наблюдать кольцо и спутник Титан, а также другие наиболее яркие спутники. Видимый наклон колец Сатурна составляет 19 градусов.

Уран (6m, 3,5”) имеет попятное движение, перемещаясь по созвездию Овна южнее звезды альфа этого созвездия. Планета находится на ночном небе, и может быть найдена при помощи бинокля. Разглядеть диск Урана поможет телескоп от 80 мм в диаметре с увеличением более 80 крат и прозрачное небо. Невооруженным глазом планету можно наблюдать в периоды новолуний (лучше около противостояния) на темном чистом небе. Блеск спутников Урана слабее 13m.

Нептун (8m, 2,4”) имеет попятное движение, перемещаясь по созвездию Водолея левее звезды фи Aqr (4,2m). Планета находится на ночном небе, а 14 сентября вступает в противостояние с Солнцем. Для поисков самой далекой планеты Солнечной системы понадобится бинокль и звездные карты в Астрономическом календаре на 2021, а диск различим в телескоп от 100 мм в диаметре с увеличением более 100 крат (при прозрачном небе). Спутники Нептуна имеют блеск слабее 13m.

Из комет месяца, видимых с территории нашей страны, расчетный блеск около 11m и ярче будут иметь, по крайней мере, две кометы: PANSTARRS (C/2017 К2) и P/Faye (4Р). Первая при максимальном расчетном блеске около 10,5m движется по созвездию Геркулеса. Вторая перемещается по созвездиям Тельца и Ориона при максимальном расчетном блеске около 10,5m. Подробные сведения о других кометах месяца имеются на http://aerith.net/comet/weekly/current.html, а результаты наблюдений – на http://195.209.248.207/ .

Среди астероидов месяца самым ярким будет Веста (8m), которая движется по созвездию Девы. Сведения о покрытиях звезд астероидами на http://asteroidoccultation.com/IndeXzAll.htm .

Дологопериодические переменные звезды месяца (по данным http://blog.astronomypage.ru/ – звездная величина фотографическая): S Геркулеса 7,5m – 1 сентября, X Жирафа 8,2m – 1 сентября, Т Геркулеса 8,3m – 3 сентября, RU Геркулеса 8,2m – 12 сентября, R Рыси 7,9m – 19 сентября, X Кита 9,0m – 19 сентября, S Южной Рыбы 8,5m – 21 сентября, U Лебедя 7,8m – 22 сентября, RY Змееносца 8,6m – 22 сентября, Т Центавра 6,5m – 23 сентября, U Возничего 8,5m – 27 сентября, W Северной Короны 8,3m – 28 сентября, R Змееносца 8,3m – 29 сентября, RW Пегаса 9,1m – 29 сентября, V Кассиопеи 7,2m – 30 сентября. Дополнительно на https://www.aavso.org/.

Среди основных метеорных потоков 1 сентября пик максимума будет у потока Ауригиды из созвездия Возничего (ZHR= 6). 9 сентября максимума действия достигнут Сентябрьские эпсилон-Персеиды (ZHR= 5). В период максимума Ауригид условия наблюдений достаточно благоприятные, т.к. максимум потока приходится на близкую последнюю четверть. Для максимума потока Сентябрьские эпсилон-Персеиды Луна около фазы новолуния создаст благоприятные условия для наблюдений метеоров. Подробнее на http://www.imo.net .

Дополнительно в AK_2021 – http://www.astronet.rU/db/msg/l704127