Астрономы нашли пять скрытых сверхмассивных черных дыр

Ученые обнаружили пять новых сверхмассивных черных дыр; они полагают, что это лишь небольшая часть подобных объектов, скрытых от нас за космической пылью и газом, говорится в пресс-релизе Британского королевского астрономического общества.

Художественное изображение черной дыры, скрытой за аккреционным диском из пыли и газаХудожественное изображение черной дыры, скрытой за аккреционным диском из пыли и газа
Иллюстрация: NASA/ESA

«Долгое время нам были известны сверхмассивные черные дыры, не спрятанные за пылью и газом, но мы подозревали, что гораздо больше таких, которые скрыты от нас. Благодаря телескопу NuSTAR мы впервые смогли ясно увидеть этих монстров, существование которых было предсказано, но которые до сих пор ускользали от наблюдений. Хотя мы обнаружили только пять таких скрытых сверхмассивных черных дыр, если перенести наши результаты на всю Вселенную, то можно предсказать, что таких объектов будет много и это совпадает с нашими расчетами», — сказал Джордж Лэнсбери (George Lansbury) из Даремского университета (Великобритания), чьи слова приводятся в пресс-релизе.

Лэнсбери и его коллеги исследовали девять объектов, которые, предположительно, являлись активными ядрами галактик. В активных ядрах галактик газ притягивается в центр галактики, где он или идет на формирование новых звезд, или захватывается гравитационным полем сверхмассивной черной дыры. Объекты-кандидаты были выбраны по данным Слоановского цифрового обзора неба — проекта картографирования всей небесной сферы с помощью широкоугольного телескопа американской обсерватории Апаш-пойнт.

Поток газа и пыли, которые притягивает черная дыра, двигается по спирали и формирует вокруг черной дыры так называемый аккреционный диск. В этом диске трение разогревает газ до миллионов градусов, благодаря чему он начинает испускать мощное излучение в нескольких диапазонах, в том числе рентгеновском. Высокоэнергетическое рентгеновское излучение легче проникает сквозь окружающее черную дыру вещество, поэтому наблюдения с помощью космического телескопа NuSTAR позволили астрономам обнаружить пять черных дыр, скрытых за их аккреционными дисками.

Результаты исследования представлены в статье, размещенной в электронной библиотеке Корнелльского университета (США). Статья также принята к публикации в журнале The Astrophysical Journal.