Астрономы «поймали» на Солнце силу Кориолиса

Американские физики и астрономы экспериментально подтвердили теоретические положения физики Солнца, обнаружив на его поверхности волны, похожие на волны Россби на Земле.

Снимок вспышки на Солнце, архивное фотоСнимок вспышки на Солнце, архивное фото
© NASA

Волны Россби, открытые в 1939 году метеорологом Карлом-Густавом Арвидом Россби, — гигантские многокилометровые волны в атмосфере и океане, движущиеся в западном направлении под действием силы Кориолиса. «Широко известны факты, что правый берег рек всегда более крутой, что правые рельсы железных дорог изнашиваются сильнее, что циклоны в северном полушарии вращаются против часовой стрелки — все это проявление силы Кориолиса», — пояснил главный научный сотрудник Лаборатории рентгеновской астрономии Солнца ФИАН имени П.Н. Лебедеве Сергей Богачев. Однако на воду в сливе раковины или ванны эта сила все-таки не влияет (и не закручивает ее в другую сторону в Южном полушарии).

Как пояснил Богачев, ранее обнаружить влияние силы Кориолиса в атмосфере и на поверхности Солнца, которое тоже вращается вокруг своей оси, не получалось — в частности, потому что это влияние очень слабое, и чтобы его выявить, нужны годы наблюдений.

Авторы нового исследования воспользовались тем, что с 2011 по 2014 год человечество «видело» сразу всю атмосферу Солнца: помимо солнечной обсерватории SDO, которая находится между Землей и звездой, на орбите вокруг Солнца работали парные зонды STEREO. Вместе эти три аппарата давали 360-градусный обзор поверхности звезды.

В наблюдениях SDO и STEREO Скотт Макинтош из американского Национального центра атмосферных исследований и его коллеги искали и отслеживали так называемые яркие точки (по сути, индикаторы вращательно управляемой конвекции энергии на поверхности звезды). Как объясняет Богачев, в отличие от солнечных пятен и вспышек, которые наблюдаются лишь у экватора и на средних широтах, яркие точки можно наблюдать по всему диску. Проанализировав данные наблюдений за яркими точками за три года, ученые обнаружили устойчивые волны, по всем признакам похожие на волны Россби.

«На Солнце удалось увидеть то, что на нем ранее не наблюдалось. Революцией в физике Солнца это не является, так как революцией было бы, наоборот, если бы силы Кориолиса на Солнце не оказалось. То, что она есть, учитывается довольно давно, и уже около 30 лет существуют теории вращения Солнца, где эта сила прямо прописана. Однако одно дело — предполагать, а другое дело — увидеть, так что, конечно, результат довольно значимый», — рассказал Богачев.

Сам Макинтош, которого цитирует пресс-служба его организации, считает, что открытие волн Россби на Солнце «возможно, означает, что мы сможем предсказывать космическую погоду за гораздо больший срок». Но для этого, подчеркивают ученые, нужно снова получить возможность наблюдать за Солнцем со всех сторон — в середине 2014 года зонд STEREO-B потерял связь с Землей.

Новое исследование опубликовано в журнале Nature Astronomy