“Хаббл” зафиксировал стремительное исчезновение туманности Скат

Архивные данные космического телескопа НАСА «Хаббл» показывают редкое явление: туманность Hen 3-1357, получившая прозвище туманность Скат, потускнела и уменьшилась всего за последние два десятилетия. Изображения, сделанные «Хабблом» в 1996 и в 2016 году, показывают туманность, которая резко потускнела и изменила форму. Яркие синие флуоресцентные «усики» и газовые нити, простирающиеся к центру туманности, практически исчезли, и волнистые края, которые дали этой туманности название Скат, больше не видны на снимках. Молодая туманность больше не выделяется на черном бархатном фоне огромной Вселенной.

Туманность Скат. Два снимка, сделанные с разницей в 20 лет. Слева – в 1996 году, справа – в 2016-м. © NASA, ESA, B. Balick (University of Washington), M. Guerrero (Instituto de Astrofísica de Andalucía), and G. Ramos-Larios (Universidad de Guadalajara)Туманность Скат. Два снимка, сделанные с разницей в 20 лет. Слева – в 1996 году, справа – в 2016-м.

Исследователи обнаружили беспрецедентные изменения в спектре света, который исходит от умирающей звезды в центре туманности. В частности, в период с 1996 по 2016 год яркость линии кислорода в спектре упала почти в 1000 раз.

«Изменения в туманностях наблюдались и раньше, но здесь мы видим изменения в ее фундаментальной структуре, – сказал Брюс Балик из Вашингтонского университета в Сиэтле, руководитель исследования. – В большинстве исследований туманность обычно становится больше. Здесь она коренным образом меняет свою форму и тускнеет, причем в беспрецедентном временном масштабе. Более того, к нашему удивлению, она не увеличивается в размерах. Действительно, некогда яркое внутреннее эллиптическое кольцо, кажется, сужается по мере исчезновения».

Исследователи отмечают, что быстрые изменения туманности являются реакцией на ее центральную звезду SAO 244567, которая расширяется из-за падения температуры и, в свою очередь, испускает меньше ионизирующего излучения.

Наблюдения с 1971 по 2002 год показали, что температура звезды резко выросла с менее чем 40 000 до 108 000 градусов по Фаренгейту (с примерно 22200 до почти 60000 градусов по Цельсию), что более чем в десять раз горячее, чем поверхность нашего Солнца. Теперь же SAO 245567 охлаждается. Авторы исследования предполагают, что скачок температуры был вызван кратковременной вспышкой синтеза гелия, которая произошла в оболочке вокруг ядра центральной звезды. В последнее время звезда, похоже, возвращается на раннюю стадию своей звездной эволюции.

О новости сообщает пресс-служба NASA