Наблюдения за звёздным небом в декабре 2018 года

Избранные астрономические события месяца (время всемирное):

3 декабря – Луна (Ф= 0,16-) близ Спики и Венеры,
5 декабря – Луна (Ф= 0,02-) близ Меркурия,
6 декабря – Луна (Ф= 0,01-) близ Юпитера,
7 декабря – Меркурий в стоянии с переходом от попятного движения к прямому,
7 декабря – новолуние,
7 декабря – Марс проходит в двух угловых минутах (!) севернее Нептуна,
7 декабря – долгопериодическая переменная звезда R Лисички близ максимума блеска (7m),
8 декабря – максимум действия метеорного потока Моноцеротиды (ZHR= 2) из созвездия Единорога,
8 декабря – астероид (40) Гармония (9,4m) в противостоянии с Солнцем,
9 декабря – покрытие Луной (Ф= 0,04+) Сатурна при видимости в Сибири,
9 декабря – Луна (Ф= 0,04+) проходит точку максимального склонения к югу от небесного экватора,
10 декабря – покрытие на 10 секунд астероидом Капрера (479) звезды HIP33753 (7,7m)
из созвездия Близнецов при видимости на Европейской части России,
10 декабря – Луна (Ф= 0,11+) в нисходящем узле своей орбиты,
12 декабря – Луна (Ф= 0,23+) в апогее своей орбиты на расстоянии 405175 км от центра Земли,
13 декабря – максимум действия метеорного потока Геминиды (ZHR= 120) из созвездия Близнецов,
14 декабря – Луна (Ф= 0,42+) близ Нептуна,
15 декабря – Луна (Ф= 0,45+) близ Марса,
15 декабря – Луна в фазе первой четверти,
15 декабря – Меркурий достигает максимальной утренней (западной) элонгации 21,5 градуса,
16 декабря – покрытие на 4 секунды астероидом Альфатерна (1191) звезды HIP32535 (7,5m) из созвездия Единорога при видимости на Европейской части России,
18 декабря – Луна (Ф= 0,75+) близ Урана, 18 декабря – астероид (433) Эрос (9,4m) в противостоянии с Солнцем,
21 декабря – Луна (Ф= 0,97+) близ Альдебарана,
21 декабря – Меркурий проходит в градусе севернее Юпитера,
21 декабря – зимнее солнцестояние,
22 декабря – полнолуние,
22 декабря – максимум действия метеорного потока Урсиды (ZHR= 10) из созвездия Малой Медведицы,
23 декабря – Луна (Ф= 0,99-) проходит точку максимального склонения к северу от небесного экватора,
23 декабря – Юпитер проходит в 5 градусах севернее Антареса,
23 декабря – покрытие Луной (Ф= 0,97-) звезды дзета Близнецов (4,0m) при видимости в северной половине страны,
24 декабря – Луна (Ф= 0,96-) в перигее своей орбиты на расстоянии 361060 км от центра Земли,
24 декабря – Луна (Ф= 0,96-) в восходящем узле своей орбиты,
26 декабря – Луна (Ф= 0,8-) близ Регула,
27 декабря – долгопериодическая переменная звезда S Большой Медведицы близ максимума блеска (7m),
29 декабря – Луна в фазе последней четверти,
29 декабря – астероид (6) Геба (8,5m) в противостоянии с Солнцем.

Солнце до 18 декабря движется по созвездию Змееносца, а затем переходит в созвездие Стрельца. Склонение центрального светила к 21 декабря в 16 часов 28 минут по всемирному времени достигает минимума (23,5 градуса к югу от небесного экватора), поэтому продолжительность дня в северном полушарии Земли минимальна. В начале месяца она составляет 7 часов 23 минуты, 22 декабря составляет 6 часов 56 минут, а к концу описываемого периода увеличивается до 7 часов 02 минут. Приведенные выше данные по продолжительности дня справедливы для городов на широты Москвы, где полуденная высота Солнца почти весь месяц придерживается значения 10 градусов. Наблюдать центральное светило можно весь день, но нужно помнить, что визуальное изучение Солнца в телескоп или другие оптические приборы нужно обязательно (!!) проводить с применением солнечного фильтра. (рекомендации по наблюдению Солнца имеются в журнале «Небосвод» http://astronet.ru/db/msg/1222232).

Луна начнет движениепо зимнему небу в созвездии Льва у границы с созвездием Девы при фазе 0,4-. В созвездии Девы стареющий месяц пробудет до 4 декабря, уменьшив фазу до 0,1-. 3 декабря лунный серп пройдет севернее Спики и Венеры, а 4 декабря перейдет в созвездие Весов. 5 декабря старый месяц (Ф= 0,02-)пройдет севернее Меркурия, а 6 декабря при фазе 0,01- сблизится с Юпитером уже в созвездии Скорпиона. В этот же день Луна перейдет в созвездие Змееносца и примет здесь фазу новолуния 7 декабря, выйдя на вечернее небо. Постепенно увеличивая фазу, молодой месяц будет наблюдаться низко над горизонтом на фоне вечерней зари. 8 декабря тонкий лунный серп при фазе 0,1+ вступит во владения созвездия Стрельца, где покроет Сатурн при видимости в Сибири 9 декабря при фазе 0,04+ (близ максимального склонения к югу от небесного экватора). В этом созвездии Луна пробудет до конца дня 10 декабря, а в созвездие Козерога войдет при фазе 0,12+ близ нисходящего узла и апогея своей орбиты. В созвездии Козерога Луна пробудет  до 13 декабря, а в созвездие Водолея перейдет (Ф= 0,3+). Здесь при фазе 0,42+ Луна пройдет южнее Нептуна 14 декабря, а на следующий день сблизится с Марсом при фазе 0,45+. В созвездии Водолея 15 декабря Луна примет фазу первой четверти, а 16 декабря посетит созвездие Рыб при фазе 0,55+. В этот же день ночное светило перейдет в созвездие Кита, а 17 декабря при фазе 0,7+ вновь вступит в созвездие Рыб и пойдет на сближение с Ураном, южнее которого пройдет на следующий день при фазе 0,75+. 18 декабря Луна при фазе 0,8+ вновь перейдет в созвездие Кита, а 19 декабря достигнет созвездия Овна при фазе 0,85+. 20 декабря яркий лунный овал перейдет в созвездие Тельца при фазе более 0,9+, где на следующий день пройдет в полутора градусах севернее Альдебарана при фазе 0,97+. Покрытия звезды не произойдет, т.к. текущая серия покрытий закончилась, а в следующий раз Луна покроет Альдебаран только 18 августа 2033 года. 22 декабря лунный диск посетит созвездие Ориона, где примет фазу полнолуния. 23 декабря полная Луна перейдет в созвездие Близнецов, находясь близ максимального склонения к северу от небесного экватора и перигея своей орбиты. 24 декабря Луна достигнет созвездия Рака при фазе 0,95-, находясь южнее кометы P/Stephan- Oterma (38P). Здесь 25 декабря ночное светило при  фазе 0,92- пересечет рассеянное звездное скопление  Ясли (М44) близ восходящего узла своей орбиты. При фазе 0,88- лунный овал 25 декабря достигнет созвездия Льва и устремится к Регулу, севернее которого пройдет на следующий день при фазе 0,8-. В созвездии Льва 28 декабря, когда при фазе 0,62- перейдет в созвездие Девы. Здесь Луна примет фазу последней четверти 29 декабря, а 30 декабря пройдет севернее Спики при фазе 0,38-. 31 декабря при фазе 0,28-, стареющий серп перейдет в созвездие Весов и закончит здесь свой путь по небу 2018 года при фазе 0,23-.

Большие планеты Солнечной системы.

Меркурий перемещается попятно по созвездию Весов, меняя  здесь движение на  прямое 7  декабря. 15  декабря быстрая планета  переходит в  созвездие Скорпиона, а   20 декабря достигает созвездия Змееносца. Меркурий находится на утреннем небе, и наблюдается на фоне зари достаточно высоко над юго-восточным горизонтом. 15 декабря планета достигает утренней (западной) элонгации 21,5 градуса при продолжительности видимости более часа. В начале месяца видимый диаметр Меркурия имеет значение около 10 угловых секунд, а затем начинает уменьшаться, достигая к конца года значения 5 секунд дуги. Фаза планеты постепенно увеличивается от 0,1 в начале описываемого периода и до 0,9 к концу декабря. Это означает, что при наблюдении в телескоп Меркурий будет иметь вид серпа, превращающегося в полудиск, а затем – в овал. Блеск планеты увеличивается от 2m до -0,5m к середине месяца, а затем медленно начинает уменьшаться. В декабре 2016 года Меркурий прошел по диску Солнца, а следующее прохождение в следующем году 11 ноября.

Венера движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Девы, 13 декабря переходя в созвездие Весов. Планета видна на утреннем небе, увеличивая угловое удаление к западу от Солнца от 40 до 47 градусов, практически достигая к концу года максимальной западной элонгации. Во второй половине месяца Венера сближается со звездой альфа Весов до 3 градусов. В телескоп наблюдается тонкий серп без деталей. Серп планеты легко наблюдается даже в бинокль! Видимый диаметр Венеры уменьшается от 40” до 28”, а фаза увеличивается от 0,25 до 0,45 при блеске, придерживающемся значения -4,8m.

Марс перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Водолея, 21 декабря переходя в  созвездие Рыб. Планета наблюдается в вечерние часы над южным горизонтом в виде яркой красноватой звезды выделяющейся на фоне других звезд. Блеск планеты за месяц уменьшается от 0m до +0,4m,  а видимый диаметр – от 9” до 7,5”. Заканчивается благоприятный период видимости загадочной планеты в этом году. Марс 27 июля этого года прошел великое противостояние с Солнцем. Детали на поверхности планеты визуально еще можно наблюдать в инструмент с диаметром объектива от 60 мм, и, кроме этого, фотографическим способом с последующей обработкой на компьютере.

Юпитер перемещается прямым движением по созвездию Скорпиона, постепенно сближаясь с Антаресом и переходя в созвездие Змееносца 13 декабря. Газовый гигант наблюдается в лучах восходящего Солнца. Угловой диаметр самой большой планеты Солнечной системы составляет около 31” при блеске, придерживающимся значения -1,7m. Диск планеты различим даже в бинокль, а в небольшой телескоп на поверхности видны полосы и другие детали. Четыре больших спутника видны уже в бинокль, а в телескоп в условиях хорошей видимости можно наблюдать тени от спутников на диске планеты. Сведения о конфигурациях спутников имеются в таблицах выше.

Сатурн перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Стрельца близ шарового звездного скопления М22. Наблюдать окольцованную планету можно на фоне вечерней зари. Блеск планеты  составляет 0,5m при видимом диаметре около 15”. В небольшой телескоп можно наблюдать кольцо  и спутник Титан, а также другие наиболее яркие спутники. Видимые размеры кольца планеты составляют в среднем 40х15” при наклоне к наблюдателю 26 градусов.

Уран (5,9m, 3,4”) перемещается попятно по созвездию Овна (близ звезды омикрон Psc с блеском 4,2m) до 3 декабря, когда перейдет в созвездие Рыб. Планета видна всю ночь, а найти ее можно при помощи бинокля. Разглядеть диск Урана поможет телескоп от 80 мм в диаметре с увеличением более 80 крат и прозрачное небо. Невооруженным глазом планету можно увидеть в периоды новолуний на темном чистом небе. Спутники Урана имеют блеск слабее 13m.

Нептун (7,9m, 2,3”) движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Водолея близ звезды лямбда Aqr (3,7m). Планета видна почти всю ночь. Для поисков самой далекой планеты Солнечной системы понадобится бинокль и звездные карты в Астрономическом календаре на 2018 год, а диск различим в телескоп от 100 мм в диаметре с увеличением более 100 крат (при  прозрачном  небе). Фотографическим путем Нептун можно запечатлеть самым простым фотоаппаратом с выдержкой снимка 10 секунд и более. Спутники Нептуна имеют блеск слабее 13m.

Из комет, видимых в декабре с территории нашей страны, расчетный блеск около 10m и ярче будут иметь, по крайней мере, две кометы: P/Wirtanen (46P) и P/Stephan-Oterma (38P). Первая при максимальном расчетном блеске около 4m движется по созвездиям Кита, Эридана, Тельца, Персея, Возничего и Рыси. Вторая перемещается по созвездиям Рака и Рыси при максимальном расчетном блеске около 9m. Подробные сведения о других кометах месяца имеются на http://aerith.net/comet/weekly/current.html , а результаты наблюдений – на http://195.209.248.207/ .

Среди астероидов самыми яркими в декабре будут Юнона (7,6m) – в созвездии Эридана, а также Веста (8,0m) – в созвездии Козерога. Эфемериды этих и других доступных малым телескопам астероидов даны в таблицах выше. Карты путей этих и других астероидов (комет) даны в приложении к КН (файл mapkn122018.pdf). Сведения о покрытиях звезд астероидами на http://asteroidoccultation.com/IndexAll.htm .

Из относительно ярких долгопериодических переменных звезд (наблюдаемых с территории России и СНГ) максимума блеска в этом месяце по данным AAVSO достигнут: S Жирафа 8,1m – 4 декабря, Y Персея 8,4m – 5 декабря, R Геркулеса 8,8m – 6 декабря, X Кита 8,8m – 7 декабря, R Лисички 8,1m – 7 декабря, RT Центавра 9,0m – 22 декабря, R Микроскопа 9,2m – 24 декабря, U Змеи 8,5m – 25 декабря, U Персея 8,1m – 26 декабря, S Большой Медведицы 7,8m – 27 декабря, X Жирафа 8,1m – 30 декабря.

Больше сведений на http://www.aavso.org/ .

Среди основных метеорных потоков 8 декабря в максимуме действия окажутся Моноцеротиды (ZHR= 2) из созвездия Единорога. Луна в период максимума этого потока будет иметь небольшую фазу и не будет помехой для наблюдений. 13 декабря в 12 часов 30 минут по всемирному времени максимума действия достигнут Геминиды (ZHR= 120) из созвездия Близнецов. Мощный зимний поток с высоким радиантом. Луна, в фазе близкой к первой четверти, частично помешает наблюдениям. 22 декабря максимума действия достигнут Урсиды (ZHR= 10) из созвездия Малой Медведицы. Луна, в фазе близкой к полнолунию, будет помехой наблюдениям. Подробнее на http://www.imo.net