Наблюдения за звёздным небом в июле 2018 года

Избранные астрономические события месяца (время всемирное):

1 июля – Луна (Ф= 0,93-) близ Марса,
4 июля – Меркурий пересекает звездное скопление Ясли (М44),
4 июля – Луна (Ф= 0,72-) близ Нептуна,
6 июля – Луна в фазе последней четверти,
6 июля – Земля проходит афелий своей орбиты на расстоянии 1,01670 а.е. от Солнца,
7 июля – Луна (Ф= 0,37-) близ Урана,
10 июля – Венера проходит в градусе севернее Регула,
10 июля – покрытие Луной при фазе около 0,1- звезды Альдебаран при видимости в северных широтах,
11 июля – Юпитер в стоянии с переходом от попятного движения к прямому,
12 июля – Меркурий достигает максимальной восточной элонгации 26 градусов,
12 июля – Луна (Ф= 0,07-) проходит точку максимального склонения к северу от небесного экватора,
13 июля – новолуние,
13 июля – частное солнечное затмение при видимости в Антарктиде и Австралии,
13 июля – Луна (Ф= 0,01+) проходит перигей своей орбиты на расстоянии 357430 км от центра Земли,
14 июля – Луна (Ф= 0,02+) проходит восходящий узел своей орбиты,
14 июля – Луна (Ф= 0,05+) проходит севернее Меркурия,
15 июля – Луна (Ф= 0,1+) проходит севернее Регула,
16 июля – Луна (Ф= 0,13+) проходит севернее Венеры,
19 июля – Луна в фазе первой четверти,
20 июля – Меркурий в афелии своей орбиты,
20 июля – астероид Тисбе (88) в противостоянии с Солнцем (9,7m),
21 июля – Луна (Ф= 0,63+) проходит севернее Юпитера,
21 июля – долгопериодическая переменная звезда R Рака близ максимума блеска (6m),
23 июля – долгопериодическая переменная звезда R Орла близ максимума блеска (5m),
25 июля – Луна (Ф= 0,93+) проходит севернее Сатурна,
25 июля – Меркурий в стоянии с переходом от прямого движения к попятному,
25 июля – Луна (Ф= 0,95+) проходит точку максимального склонения к югу от небесного экватора,
27 июля – великое противостояние Марса (!!),
27 июля – полнолуние,
27 июля – полное лунное затмение (самое продолжительное в текущем столетии – 103 минуты) при видимости в России (!!),
27 июля – Луна (Ф= 1,0) проходит апогей своей орбиты на расстоянии 406220 км от центра Земли,
27 июля – Луна (Ф= 1,0) проходит нисходящий узел своей орбиты,
27 июля – долгопериодическая переменная звезда R Андромеды близ максимума блеска (6m),
29 июля – долгопериодическая переменная звезда V Гончих Псов близ максимума блеска (6m),
30 июля – максимум метеорного потока Южные дельта-Аквариды (ZHR= 25),
31 июля – Луна (Ф= 0,9-) близ Нептуна,
31 июля – максимальное сближение Марса с Землей до 0,385 а.е..

Солнце с минимальным видимым диаметром движется по созвездию Близнецов до 20 июля, а затем переходит в созвездие Рака и остается в нем до конца месяца. Склонение дневного светила постепенно уменьшается, как и продолжительность дня, которая изменяется с 17 часов 29 минут в начале месяца до 16 часов 05 минут к его концу. Эти данные справедливы для широты Москвы, где полуденная высота Солнца в течение месяца уменьшится с 57 до 52 градусов. Вечерние астрономические сумерки сливаются с утренними до 22 июля, поэтому для средних широт глубокое звездное небо откроется лишь к концу июля. Для наблюдений Солнца июль – один из самых благоприятных периодов в году. Наблюдения пятен и других образований на поверхности дневного светила можно проводить в телескоп или бинокль и даже невооруженным глазом (если пятна достаточно крупные). Но нужно помнить, что визуальное изучение Солнца в телескоп или другие оптические приборы нужно проводить обязательно (!!) с применением солнечного фильтра (рекомендации по наблюдению Солнца имеются в журнале «Небосвод»).

Луна начнет движение по небу июля, находясь севернее Марса и близ нисходящего узла своей орбиты при фазе 0,93-. Созвездие Козерога Луна покинет 2 июля при фазе менее 0,84-, и перейдет в созвездие Водолея, устремившись к Нептуну. Южнее далекой планеты ночное светило пройдет 4 июля при фазе 0,72-, наблюдаясь в предрассветные часы над восточным горизонтом. 5 июля лунный овал (Ф= 0,63-) пересечет границу перейдет в созвездие Рыб, а 6 июля проведет в созвездии Кита, уменьшив фазу до фазы последней четверти. 5 июля лунный серп (Ф= 0,4-) проведет в созвездии Рыб пройдя южнее Урана, а 8 июля снова посетит созвездие Кита. 8 и 9 июля тающий серп Луны (Ф= 0,3-) побывает в созвездии Овна, перейдя в этот же день в созвездие Тельца при фазе около 0,2-. 10 июля тонкий стареющий месяц покроет при фазе 0,11- звезду Альдебаран при видимости в северных широтах, и продолжит путешествие по созвездию Тельца до 2 половины дня 11 июля. 11 и 12 июля самый тонкий серп Луны (Ф= 0,01-) посетит созвездие Ориона, а затем перейдет в созвездие Близнецов. Здесь 12 июля Луна пройдет точку максимального склонения к северу от небесного экватора близ перигея своей орбиты, а 13 июля примет фазу новолуния. В созвездие Рака молодой месяц вступит 13 июля при фазе 0,01+, пройдя 14 июля южнее звездного скопления Ясли – М44 (близ восходящего узла своей орбиты). В конце дня 14 июля при фазе 0,05+ тонкий месяц перейдет в созвездие Льва, а вечером 15 июля будет наблюдаться близ Регула и Венеры. Созвездия Девы Луна достигнет 17 июля при фазе превышающей 0,2+. Постепенно увеличивая фазу 19 июля Луна достигнег первой четверти и будег наблюдаться близ Спики, находясь достаточно низко над i оризонтом. 20 июля яркий лунный овал (Ф= 0,6 I ) будет двигаться по созвездию Весов севернее Юпитера. 21 и 22 июля Луна совершит путешествие по созвездию Весов, во второй половине дня 22 июля посетив созвездие Скорпиона. Около полуночи 23 июля Луна при фазе 0,8+ пересечет границу с созвездием Змееносца, и будет наблюдаться низко над горизонтом почти всю ночь. 24 июля почти яркая Луна (Ф= 0,9+) перейдет в созвездие Стрельца и совершит почти трехдневное путешествие по этому созвездию, пройдя в начале этого пути севернее Сатурна (близ максимального склонения к югу от небесного экватора), а в конце почти достигнув полнолуния. Но эту фазу ночное светило примет уже в созвездии Козерога, в которое перейдет 27 июля. В это полнолуние произойдет полное лунное затмение (самое продолжительное в 21 веке – 103 минуты!!). Кроме этого, этот день Марс достигнет великого противостояния с Солнцем. Затмившаяся Луна и Марс в великом противостоянии – весьма интересная в астрономическом и зрелищном отношении конфигурация светил! Лунный диск в это время будет находиться близ апогея своей орбиты. Закончив это небесное шоу, яркая Луна устремится к созвездию Водолея, границу которого пересечет 29 июля при фазе 0,97-. Здесь 31 июля ночное светило при фазе 0,9- сблизится с Нептуном и закончит свой путь по июльскому небу при фазе 0,85-.

Меркурий перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Рака. 14 июля переходя в созвездие Льва и оставаясь в нем до конца месяца. 25 июля планета сменит движение на попятное. Меркурий виден в лучах заходящего Солнца, но данная вечерняя видимость мало благоприятна для жителей средних, а тем более в северных широтах страны. Постепенно удаляясь от центрального светила, Меркурий увеличивает элонгацию от 23 до 26,5 градусов ко времени максимального удаления от Солнца 12 июля. Лучшая видимость планеты будет в южных широтах страны. Видимый диаметр быстрой планеты постепенно растет от 6,5 до 11 угловых секунд, а фаза уменьшается от 0,6 до 0,1. Это означает, что при наблюдении в телескоп Меркурий будет иметь вид овала, превращающегося в полудиск, а заем в серп. Блеск планеты постепенно уменьшается от Ош в начале месяца до +2,5ш в конце описываемого периода. В июле 2016 года Меркурий прошел по диску Солнца, а следующее прохождение состоится 11 ноября 2019 года.

Венера движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Льва. Планета постепенно увеличивает угловое удаление к востоку от Солнца (до 45 градусов к концу месяца), являясь великолепным украшением вечернего неба. В телескоп наблюдается небольшой белый овал без деталей. Видимый диаметр Венеры увеличивается от 16” до 20”, а фаза уменьшается от 0,7 до 0,6 при блеске около -4,2т.

Марс перемещается попятно по созвездию Козерога. Планета наблюдается всю ночь над южным горизонтом в виде яркой красноватой звезды выделяющейся на фоне других звезд. Блеск планеты за месяц увеличивается от -2,1т до -2,8т, а видимый диаметр увеличивается от 20,7” до 24,3”. Идет наиболее благоприятный период видимости загадочной планеты в этом году. Марс постепенно сближается с Землей, а 27 июля пройдет великое противостояние с Солнцем. Детали на поверхности планеты визуально можно наблюдать в инструмент с диаметром объектива от 60 мм, и, кроме этого, фотографическим способом с последующей обработкой на компьютере.

Юпитер перемещается попятно по созвездию Весов близ звезды альфа этого созвездия, 11 июля меняя движение на прямое. Газовый гигант наблюдается большую часть ночи. Угловой диаметр самой большой планеты Солнечной системы уменьшается от 41,5” до 38,0” при блеске -2,1т. Диск планеты различим даже в бинокль, а в небольшой телескоп на поверхности видны полосы и другие детали. Четыре больших спутника видны уже в бинокль, а в телескоп в условиях хорошей видимости можно наблюдать тени от спутников на диске планеты. Сведения о конфигурациях спутников имеются в таблицах выше.

Сатурн перемещается попятно по созвездию Стрельца. Наблюдать окольцованную планету можно всю ночь, т.к. находится она близ противостояния с Солнцем. Блеск планеты составляет От при видимом диаметре, достигающем 18,5”. В небольшой телескоп можно наблюдать кольцо и спутник Титан, а также другие наиболее яркие спутники. Видимые размеры кольца планеты составляют в среднем 40×15” при наклоне к наблюдателю 26 градусов.

Уран (5,9т, 3,4”) перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Овна близ звезды омикрон Psc с блеском 4,2т. Планета видна на утреннем небе, а найти ее можно при помощи бинокля. Разглядеть диск Урана поможет телескоп от 80 мм в диаметре с увеличением более 80 крат и прозрачное небо. Невооруженным глазом планету можно увидеть в периоды новолуний на темном чистом небе, но такая возможность представится только в конце лета и осенью этого года. Спутники Урана имеют блеск слабее 13т.

Нептун (7,9т, 2,3”) движется попятно по созвездию Водолея близ звезды лямбда Aqr (3,7m). Планета видна на утреннем и ночном небе. Для поисков самой далекой планеты Солнечной системы понадобится бинокль и звездные карты в Астрономическом календаре на 2018 год, а диск различим в телескоп от 100 мм в диаметре с увеличением более 100 крат (при прозрачном небе). Фотографическим путем Нептун можно запечатлеть самым простым фотоаппаратом с выдержкой снимка 10 секунд и более. Спутники Нептуна имеют блеск слабее 13т.

Из комет, видимых в июле с территории нашей страны, расчетный блеск около 11т и ярче будут иметь, по крайней мере, две кометы: PANSTARRS (С/2017 S3) и P/Giacobini-Zinner (21Р). Первая при максимальном блеске около 8т движется по созвездиям Кассиопеи, Жирафа и Возничего. Вторая перемещается по созвездию Лебедя, Цефея и Кассиопеи при максимальном блеске около 9т. Подробные сведения о других кометах месяца имеются на http://aerith.net/comet/weekly/current.html , а результаты наблюдений – на http://195.209.248.207/.

Среди астероидов самыми яркими в июле будут Церера (8,8т) – в созвездии Льва и Веста (5,6т) – в созвездии Змееносца. Идет период видимости Весты невооруженным глазом в ясные безлунные ночи. Наблюдайте! 20 июня Веста прошла противостояние с Солнцем. Эфемериды этих и других доступных малым телескопам астероидов даны в таблицах выше. Карты путей этих и других астероидов (комет) даны в приложении к КН (файл mapkn072018.pdf). Сведения о покрытиях звезд астероидами на http://asteroidoccultation.com/Index.All.htm.

Из относительно ярких долгопериодических переменных звезд (наблюдаемых с территории России и СНГ) максимума блеска в этом месяце по данным AAVSO достигнут: Z Кита 8,9m – 1 июля, S Кита 8,2т – 2 июля, Т Кассиопеи 7,9т – 4 июля, RZ Пегаса 8,8т – 4 июля, W Пегаса 8,2т – 4 июля, R Микроскопа 9,2т – 8 июля, X Жирафа 8,1т – 9 июля, Z Лебедя 8,7т – 11 июля, RU Весов 8,1т – 13 июля, Т Геркулеса 8,0т – 13 июля, Т Водолея 7,7т – 13 июля, S Ориона 8,4т – 14 июля, W Северной Короны 8,5т – 15 июля, RS Геркулеса 7,9т – 16 июля, ST .Андромеды 8,2т – 16 июля, R Овна 8,2т – 17 июля, R Рака 6,8т – 21 июля, R Орла 6,1т – 23 июля, RV Орла 9,0т – 25 июля, R Андромеды 6,9т – 27 июля, Т Центавра 5,5т – 27 июля, S Цефея 8,3т – 27 июля, S Пегаса 8,0т – 27 июля, V Гончих Псов 6,8т – 29 июля, R Зайца 6,8т – 30 июля. Больше сведений на http://www.aavso.org/ .

Среди основных метеорных потоков 30 июля максимума действия достигнут Южные дельта-Аквариды (ZHR= 25). Луна в период максимума потока близка к фазе полнолуния, поэтому условия наблюдений потока в этом году неблагоприятны. Подробнее на http://www.imo.net