НАСА отправит в космос первый “пульсарный” телескоп

РИА Новости. Ракета-носитель Falcon 9 должна 3 июня вывести на орбиту телескоп NICER — первый космический аппарат, предназначенный специально для наблюдений за пульсарами, сообщает сайт НАСА.

PSR J1719-1438Представление художника о планетной системе пульсара PSR J1719-1438
© Swinburne Astronomy Productions

“Над загадкой, как устроена материя в сверхплотных недрах этих звезд, мы ломаем голову уже несколько десятилетий. Родилось множество теорий, объясняющих структуру недр пульсаров и физику, управляющую их поведением, и после запуска NICER у нас появится возможность проверить их”, — рассказывает Кит Гендро (Keith Gendreau), руководитель миссии из Центра космических полетов НАСА имени Годдарда (США).

По словам астрофизика, запуск станет знаменательным, потому что почти ровно полвека назад, 25 июля 1967 года, астрономы Джоселин Белл и Энтони Хьюиш открыли первый пульсар — объект PSR B1919+21 в созвездии Лисичка (Vulpecula).

Изначально ученые подумали, что периодические радиосигналы, вырабатываемые этой звездой, могли быть только искусственного происхождения, и даже назвали их источник именем LGM-1 (“маленькие зеленые человечки”). Однако довольно быстро выяснилось, что сигналы порождают нейтронные звезды — ядра выгоревших гигантских звезд, сжавшиеся до фантастически небольших размеров.

Плотность пульсаров настолько высока, что атомы и электроны перестают в них существовать и возникает специфическая форма материи, состоящая, как считают ученые, фактически полностью из нейтронов. Что происходит в недрах этих звезд, как они охлаждаются и как меняются с течением времени, ученые пока не знают.

Запуск NICER и его установка на борту МКС, как надеются в НАСА, поможет найти ответы хотя бы на часть этих вопросов. Первые идеи по созданию такого прибора руководство космического агентства одобрило еще в 2011 году в рамках программы Explorer, предназначенной для попутного вывода зондов и телескопов на орбиту вместе с миссиями по снабжению МКС.

Как рассказывает Гендро, NICER представляет собой коробку размером с холодильник, в которой установлены 56 сверхчувствительных рентгеновских зеркал и особая матрица, способная улавливать рентгеновские сигналы, вырабатываемые некоторыми пульсарами при попадании на их поверхность материи других звезд или “перемолотых” планет.

В соответствии с планами НАСА, NICER проработает на орбите около 18 месяцев и получит достаточно данных для того, чтобы астрономы могли точно измерить силу магнитного поля на поверхности и полюсах пульсаров и понять, как ведет себя их материя.

Кроме того, ученые попытаются превратить сверхчувствительные датчики и зеркала NICER в своеобразную звездную систему GPS для сверхточного определения положения МКС на орбите при помощи сигналов пульсаров. Кроме того, NICER предполагается использовать и с обратной целью — для сверхбыстрой передачи информации при помощи пучков рентгеновских лучей.

Подобные системы навигации и передачи данных, считают физики, могут стать ключом для создания и отправки миссий к далеким планетам и звездам за пределами Солнечной системы.

Запуск ракеты Falcon 9 с NICER был назначен на 2 июня, однако в последний момент его отменили из-за сильного ветра. Теперь старт запланирован 3 июня, в 23:00 по Москве.