Потенциально обитаемые планеты — плохая новость для человечества

На прошлой неделе ученые объявили об открытии Kepler-186f, планеты в 492 световых годах в созвездии Лебедя. Kepler-186f особенная, поскольку знаменует открытие первой планеты почти такого же размера, как и Земля, в потенциально обитаемой зоне — на расстоянии от звезды, в пределах которого может быть жидкая вода, а значит и жизнь.

Астрономы обнаружили в космосе «Мегаземлю»Необычная твердая планета «Кеплер-10с»,
обнаруженная международной группой ученых, оказалась в 17 раз тяжелее Земли

©David A. Aguilar (CfA

В новостях мало говорили о том, что это открытие увеличивает шансы на вымирание человечества в краткосрочной перспективе. Эта концепция называется «Великим фильтром».

Великий фильтр — это аргумент, который пытается разрешить парадокс Ферми: почему мы не нашли инопланетян, несмотря на существование сотен миллиардов солнечных систем в окрестностях нашей галактики, в которых могла развиться жизнь? Физик Энрико Ферми отметил, что довольно необычно, что не было обнаружено ни одного инопланетного сигнала или инженерного проекта.

Это кажущееся отсутствие процветающих внеземных цивилизаций предполагает, что даже один шаг от скромной планеты к межзвездной цивилизации чрезвычайно маловероятен. Также это отсутствие может быть вызвано тем, что разумная жизнь или крайне редка, или обладает тенденцией к вымиранию. Это бутылочное горлышко, пройдя через которое появляется инопланетная цивилизация на одной из миллиардов планет, и называют великим фильтром.

Одиноки ли мы?
Что именно вызывает появление этого бутылочного горлышка, остается темой дебатов последние 50 лет. Объяснения включают нехватку подобных Земле планет или самовоспроизводящихся молекул. Среди других вариантов — невероятность скачка от простых прокариот (клеток без специализированных частей) к более сложной эукариотической жизни — даже на Земле этот переход занял миллиард лет.

Сторонник этой гипотезы «редкой Земли» также утверждают, что эволюция сложной жизни требует чрезвычайно большое количество идеальных условий. В дополнении к тому, что Земля находится в обитаемой зоне у Солнца, наша звезда должна быть достаточно далеко от центра галактики, чтобы избежать губительного излучения; наши газовые гиганты должны быть достаточно массивными, чтобы убирать астероиды с траектории Земли, а наша необычно большая луна — стабилизировать наклоны оси, обеспечивая разными временами года.

Это всего лишь несколько предпосылок для возникновения сложных форм жизни. Появление символического языка, инструментов и разума требует других «идеальных условий».

Может быть, фильтр нас еще ждет?

Хотя развитие разумной жизни может быть редкостью, тишина может быть результатом невозможности долгого существования разумной жизни. Возможно, любая достаточно развитая цивилизация натыкается на суицидальные технологии. Мы знаем, что «великий фильтр» предотвращает переход к межзвездной цивилизации, но мы не знаем, лежит он в прошлом человечества или в его будущем.

За 200 000 лет человечество пережило извержения супервулканов, столкновения с астероидами и природные пандемии. Но наш послужной список выживания ограничивается несколькими десятилетиями в присутствии ядерного оружия. И у нас нет никакого опыта выживания с радикально новыми технологиями, которые, по всей вероятности, появятся в этом столетии.

Ученые, в лице Мартина Риза из Кембриджского центра по изучению экзистенциальных рисков, оценивают достижения биотехнологий как потенциально катастрофические. Другие, такие как Стивен Хокинг, Макс Тегмарк и Стюарт Рассел, также из Кембриджского центра, выражают серьезную озабоченность в связи с экзотическими, но недостаточно изученными возможностями машинного сверхинтеллекта.

Когда парадокс Ферми был впервые озвучен, все думали, что планеты сами по себе являются редкостью. С тех пор, однако, инструменты астрономии показали нам только верхушку айсберга — сотни экзопланет.

Но каждое новое открытие похожей на Землю планеты в обитаемой зоне, вроде Kepler-186f, уменьшает вероятность того, что планет, которые могут поддерживать жизнь, не существует. Великий фильтр смещается в сторону среднего арифметического между обитаемой планетой и процветающей цивилизацией.

Если Kepler-186f наводнена разумной жизнью — это будет плохой новостью для человечества. Это отодвинет «великий фильтр» дальше, к технологической эпохе развития цивилизации. Затем мы можем ожидать катастрофы в отношении наших инопланетных товарищей и нас, собственно.

В случае Kepler-186f, у нас остается слишком много причин, чтобы не верить в возникновение разумной инопланетной жизни. Атмосфера может быть слишком тонкой, чтобы предотвратить замерзание; планета может быть заблокирована приливами, которые вызовут относительную статичность среды. Открытие этих враждебных условий могло бы стать поводом для празднования. Как однажды отметил философ Ник Бостром:

«Молчание ночного неба — золото; в поисках внеземной жизни отсутствие новостей — хорошая новость. Оно обещает потенциально большое будущее для человечества».

Источник: earth-chronicles.ru