Даже при разработке точнейших научных инструментов случаются разные технические сюрпризы — и хорошо, если приятные. К счастью, именно так вышло на этот раз. Ученые получили очередную порцию данных с космического аппарата Parker Solar Probe и здорово удивились. На сделанном в оптическом диапазоне снимке ночной стороны Венеры видны детали поверхности, обычно скрытые плотными облаками. Теперь предстоит решить загадку: либо камера оказалась чувствительна к инфракрасному диапазону излучения, либо случайно обнаружилось «окно» для наблюдений через атмосферу этой планеты.

Изображение с пометками. Aphrodite Terra — Земля Афродиты, Nightglow — свечение кислорода  © NASA, Johns Hopkins APL, Naval Research Laboratory, Guillermo Stenborg, Brendan GallagherИзображение с пометками. Aphrodite Terra — Земля Афродиты, Nightglow — свечение кислорода

Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASAопубликовало новую фотографию с исследовательского аппарата Parker Solar Probe. Зонд сделал снимок еще во время третьего пролета мимо Венеры в июле прошлого года, но ученые получили его только недавно. Это изображение любопытно сразу по нескольким причинам. Во-первых, это снимок ночной стороны «русской планеты». А во-вторых, на нем проявились крайне необычные детали, которых, на самом деле, там быть не должно.

Дело в том, что инструмент, запечатлевший это изображение — WISPR, — представляет собой пару телескопов с цифровыми матрицами, которые чувствительны к видимому диапазону электромагнитного излучения. Основная задача прибора заключается в изучении солнечной короны и материи, выбрасываемой во время активности звезды. Во время пролетов мимо Венеры он используется для фотографирования этой планеты, то есть выполнения второстепенных задач миссии. И опубликованный на днях снимок преподнес настоящий сюрприз команде операторов Parker Solar Probe.

На нем присутствуют сразу два важных объекта. По самому краю диска Венеры видно сравнительно яркое свечение. Предполагается, что это излучение исходит от атомов кислорода, вступающих в химические реакции на ночной стороне планеты. Свободный кислород появляется в венерианской атмосфере на большой высоте под действием солнечного ветра. Высокоэнергетические частицы попадают в редкие молекулы воды и расщепляют их. Кстати, скорее всего, именно так Венера и потеряла всю свою воду. Аналогичный механизм зафиксирован также на Марсе. Вторая невероятная деталь изображения — темное пятно по центру видимой части диска Венеры. Оно подозрительно совпадает с возвышенностью на поверхности, которая называется Земля Афродиты.

Пока что нет полной уверенности, как удалось увидеть ее сквозь облака. Ученые высказали пару обоснованных предположений. Вероятнее всего, WISPR оказался чувствителен к ближнему инфракрасному диапазону и видит Землю Афродиты сквозь облака. Эта область чуть холоднее остальной поверхности, поскольку она приподнята над ней на несколько сотен метров (до трех километров в некоторых местах). Другая гипотеза не противоречит первой и скорее дополняет ее. Возможно, налицо одно из так называемых окон проницаемости — небольшого диапазона излучения, в котором плотные облака прозрачны.

В любом случае снимок впечатляющий и несмотря на кажущуюся простоту в нем содержится очень много научной информации. Частично прояснить его странности ученые планируют когда поступят следующие изображения ближе к апрелю этого года. Parker Solar Probe сделал их еще в середине февраля во время своего четвертого пролета мимо Венеры. Но передача больших объемов данных от столь удаленного и быстро движущегося аппарата — задача непростая.

Кстати, на изображении есть и еще одна загадка: яркие штрихи от края к краю. Предполагается, что это либо следы высокоэнергетических частиц, либо отраженный от мельчайших пылинок солнечный свет, либо, как бы страшно это ни звучало, небольшие фрагменты противометеоритной защиты зонда, выбитые той самой пылью. Единого мнения пока нет. Зато совершенно точно одно — четкое черное пятно внизу диска Венеры вовсе не загадочный объект, а обычный артефакт на одной из матриц WISPR.

Аппарат Parker Solar Probe был запущен 12 августа 2018 года. На своем пути ему предстоит совершить семь гравитационных маневров около Венеры, четыре из которых уже позади, а следующий произойдет в октябре этого года. Основная задача миссии — изучение внешней солнечной короны. Попутно, конечно же, зонд собирает научные данные о «русской планете», благо инструментов и возможностей хватает. Что интересно, аппарат уже установил один рекорд для рукотворных объектов — скорости относительно Солнца: 246 960 километров в час. И ему предстоит его побить, а также приблизиться к светилу на беспрецедентно близкое расстояние.

Венера — одно из первых небесных тел, после Луны, к которому человечество пыталось отправить исследовательские миссии. Более всех в этом деле преуспел Советский Союз, откуда и взялось прозвище «русская планета». Однако после того, как удалось прояснить условия на поверхности, интерес ученых несколько поугас — в таком экстремальном окружении жизнь навряд ли могла существовать. За последние 30 с небольшим лет мимо этой планеты пролетело несколько аппаратов, а на ее орбиту вышли всего два: «Магеллан» (США, 1990 год) и многострадальный «Акацуки» (Япония, 2015 год), работу которого нарушали множественные трудности и технические неполадки.

По материалам NASA