Северное сияние на Сатурне. Видео

Исследователям Лестерского университета (University of Leicester) удалось получить ошеломляющие снимки полярных сияний Сатурна, возникающих в результате «бомбардировки» магнитного поля планеты заряженными частицами от Солнца. Среды учёных давно бытует мнение, что полярные сияния обусловлены свечением атмосферных молекул, попавших под удар частиц из космоса.

Северное сияние на Сатурне

Результаты, полученные исследователями, стали «дымящимся пистолетом» для теории, согласно которой полярные сияния Сатурна довольно часто связаны с распадом его «магнитного хвоста».

Аналогично кометам, у некоторых планет, таких как Сатурн и Земля, есть «хвост» — больше известный как «магнитный хвост» — состоящий из наэлектризованного газа от Солнца. По словам учёных, «хвост следует за планетой по пятам».

Когда частицы, образовавшиеся в результате чрезвычайно мощных взрывов на Солнце, достигают Сатурна, возникает риск «краха» магнитного хвоста. Как результат — происходят волнения магнитного поля шестой от Солнца планеты, что приводит к образованию полярных сияний. Очень похожий процесс можно наблюдать и на Земле.

Учёные Лестерского университета наблюдали за этим процессом, происходящим на Сатурне, с апреля по май 2013 года в рамках 3-летней кампании наблюдений, проводимой посредством космического телескопа NASA «Хаббл». Результаты исследований и наблюдений уже в ближайшее время будут представлены в журнале Американского геофизического союза (American Geophysical Union) «Geophysical Research Letters».

На ультрафиолетовых снимках, полученных сверхчувствительной камерой Advanced Camera for Surveys телескопа «Хаббл» запечатлены моменты, когда на магнитное поле Сатурна воздействовали потоки частиц, высвободившиеся в результате взрывов на Солнце. Именно благодаря специфическому составу атмосферы, полярные сияния второй по размерам планеты Солнечной системы сияют особенно ярко именно в ультрафиолетовом диапазоне электромагнитного спектра. Эта наблюдательная кампания, проводимая посредством «Хаббл», позволила астрономам собрать рекордное количество снимков полярных сияний в районе Северного полюса Сатурна.

Команда проводила наблюдения как раз в тот момент, когда на Сатурне происходило весьма динамическое «световое шоу». Некоторые из вспышек света, замеченных во время съёмки полярных сияний, «путешествовали» в три раза быстрее скорости вращения газового гиганта.

По словам Jonathan Nichols, Department of Physics and Astronomy Лестерского университета, который проводил наблюдения, полученные изображения являются захватывающими и динамическими, потому что полярные сияний относятся к весьма быстротечным явлениям. Учёный отмечает, что ключевая особенность проводимого исследования, которая отличает его от всех предыдущих, заключается в том, что впервые «Хаббл» удалось «увидеть» полярные сияния столь ясно.

Особый образец полярного сияния, идентифицированный учёными, связан с разрушением магнитного хвоста, отмечает Nichols. По его словам, он и его коллеги и ранее подозревали о том, что подобного рода процессы протекают на Сатурне, а полученные результаты действительно подтверждают это.

Наблюдения позволили идентифицировать взрывы полярных сияний, которые перемещаются на огромной скорости через полярную область планеты, объясняет Nichols. Он и его коллеги увидели, что магнитосфера Сатурна испытывает огромные потрясения и изменения конфигурации, обусловленные буферизацией от солнечного ветра. По словам Nichols, это — ничто иное как «дымящийся пистолет», указывающий на разрушение магнитного хвоста.

Источник: kosmo-apparaty.ru