Сверхтекучесть могла привести к образованию галактик

В научном журнале Science была опубликована статья международной группы ученых-физиков из США, Германии и КНР, которые смогли детально изучить процессы, происходящие в изотопе гелия, охлажденного до состояния сверхтекучести.

Сверхтекучесть

Для того, чтобы детально рассмотреть то, что происходит в изотопах гелия-4, последний выбрасывали в вакуумную камеру на скорости в 200 метров в секунду. Капли, диаметром от 0,2 до тысячных долей миллиметра охлаждались до температуры, близкой к абсолютному нулю за счет испарения. В этот  момент их облучали рентгеновским лазером с фемтосекундной частотой. За счет добавления в гелий атомов ксенона, способность вещества рассеивать излучение становилась сильнее, что позволяло ученым детально рассмотреть все те процессы, которые происходят внутри.

Как оказалось, при охлаждении гелия-4 до состояния сверхтекучести, внутри вещества образуются микроскопические вихри, вращающиеся с колоссальной скоростью в несколько миллионов оборотов в секунду. Причем, помимо вращения самой капли внутри наблюдалось множество еще более мелких вихрей, которые удерживал сгусток вещества от разрыва.

Физики заявляют, что подобное вещество могло образовать раннюю Вселенную, и в конце концов привело к образованию галактик. Опыты в данном направлении будут производиться и дальше.

Источник: sdnnet.ru