Телескоп “Кеплер” впервые зафиксировал вспышку сверхновой звезды в оптическом диапазоне

Международная команда ученых смогла впервые наблюдать вспышку сверхновой звезды в оптическом диапазоне. Как сообщило NASA, специалистам из университета Нотр-Дам в американском штате Индиана, работающим под руководством профессора Питера Гарнавича, удалось сделать это при обработке данных, полученных орбитальным телескопом “Кеплер”.

"Кеплер"Телескоп “Кеплер”
© NASA

Астрофизики “изучали свет, который фиксировался “Кеплером” каждые 30 минут в течение трех лет подряд при наблюдении за 500 удаленными галактиками с 50 триллионами звезд”, отметило космическое ведомство США. “Они искали признаки взрывов массивных звезд, известных как сверхновые”, – уточнило NASA.

По его словам, “в 2011 году две такие массивные звезды, называемые красными супергигантами, взорвались, находясь в поле зрения “Кеплера”. Первая из них, имеющая обозначение KCN 2011a, почти в 300 раз больше Солнца и расположена на расстоянии 700 млн световых лет от Земли. Вторая звезда KCN 2011d примерно в 500 раз больше Солнца и удалена от нашей планеты на расстояние 1,2 млрд световых лет.

“По размеру они могли бы сравниться с шаром, имеющим радиус, равный расстоянию от Земли до Солнца”, – сказал Гарнавич. Он подчеркнул, что вспышка сверхновой и выход ударной волны продолжаются не более 20 минут, и поэтому “поймать” их – большая удача для астрономов. Ранее такие явления фиксировались только с помощью орбитальных телескопов в рентгеновском диапазоне.

Ученые рассчитывают, что открытие поможет им лучше изучить феномен сверхновых звезд, которые образуются, когда у небесного тела “заканчивается ядерное горючее” и оно под воздействием гравитационных сил сжимается, превращаясь в нейтронную звезду или – по одной из гипотез – в черную дыру.

Специалисты также напомнили, что во время этого процесса происходит выброс огромного количества продуктов термоядерного синтеза. “Все тяжелые элементы во Вселенной образовались в результате взрывов сверхновых, – отметил сотрудник Исследовательского центра имени Эймса в Калифорнии Стив Хауэлл, участвующий в программе телескопа “Кеплер”. – Например, серебро, никель и медь на Земле и даже в наших телах появились вследствие мучительной гибели звезд”. “Жизнь существует благодаря сверхновым”, – добавил эксперт.