Ученые из России нашли в космосе «невозможно» горячий объект

Российские ученые обнаружили в космосе «невозможно» горячий объект, который нельзя описать в рамках существующих моделей. Речь идет о квазаре 3C 273. Результаты нового исследования опубликованы в журнале Astrophysical Journal Letters. Квазары всегда были в числе самых загадочных космических объектов. Однако расположенный в созвездии Девы квазар 3C 273 выделяется на фоне других. И не только тем, что он стал первым в истории астрономическим объектом, который удалось идентифицировать именно как квазар.

Измерения специалистов российской обсерватории «Радиоастрон» показали, что объект обладает эффективной температурой от 10 до 40 трлн ºC. Эту температуру уже назвали «невозможной», поскольку она превосходит максимальный предел теоретических расчетов примерно в десять раз.

Предполагалось, что температура плазмы, из которой состоят джеты квазаров, не может быть выше 500 млрд градусов. Ученые пока не могут объяснить, почему 3C 273 нарушает теоретические расчеты. «Это противоречит нашим представлениям о природе излучения квазаров. Нам пока не удалось найти удовлетворительное объяснение обнаруженному 10-кратному «превышению температуры». Полагаю, что за этим поразительным результатом скрывается новая глава в изучении дальней Вселенной», – говорит российский ученый Николай Кардашев. Возможно, понять природу 3C 273 помогут новые исследования.

Квазары являются одними из самых ярких объектов в видимой части Вселенной. Мощность излучения квазара может в сотни раз превосходить совокупную мощность всех звезд, расположенных в галактике Млечный Путь. Согласно одной из версий, подобный объект является галактикой на раннем этапе формирования, где окружающее вещество поглощается сверхмассивной черной дырой. В качестве источника излучения выступает ее аккреционный диск.

Объект 3C 273 также знаменателен в силу некоторых других особенностей. Он, в частности, является самым ярким квазаром на звездном небе и входит в число самых близких объектов такого типа. Впрочем, он все равно находится на невероятно большом удалении от нас: 2,44 млрд св. лет. Отметим, 3C 273 относят к блазарам – квазарам, для которых характерна высокоамплитудная переменность блеска в оптическом диапазоне.