В атмосфере Марса замечены долгоживущие «пылевые башни»

Во время пылевой бури, охватившей Марс в мае-июне 2018 года, космический аппарат Mars Reconnaissance Orbiter  обнаружил  большое количество «пылевых башен» — облаков из концентрированной пыли, которые нагреваются солнцем и поднимаются высоко в атмосфере планеты. Высота этих башен может составлять десятки километров.

«Пылевая башня» видна внизу кадра © NASA/JPL-Caltech/MSSS«Пылевая башня» видна внизу кадра
© NASA/JPL-Caltech/MSSS

«Башня возникает у поверхности Марса как область быстро поднимающейся пыли, размером примерно со штат Род-Айленд , — говорит один из авторов исследования Николас Хивенс (Nicholas Heavens) из Хэмптонского университета. — К тому времени, как башня достигнет высоты в 80 километров, она будет уже размером с Неваду. По мере разрушения башни она может образовать слой пыли в атмосфере на высоте 56 километров над поверхностью Марса, который будет превосходить размерами континентальную часть США».

Пылевые башни появляются в течение всего марсианского года и обычно держатся сутки или чуть больше, но во время глобальной пыльной бури 2018 года наблюдались башни, которые существовали значительно более долгий срок. Рекорд жизни пылевой башни составил 3,5 недели. Уровень пыльной активности удивил ученых, но особенно интригующей была возможность того, что пылезащитные башни действуют как «космические лифты» для других материалов, транспортируя их через атмосферу.

«Когда воздушная пыль нагревается, она создает восходящие потоки, которые несут с собой газы, в том числе небольшое количество водяного пара, иногда замечаемого в виде тонких облаков на Марсе», — говорят исследователи.

Ранее было подтверждено, что во время другой глобальной пылевой бури на Марсе (2007 год) молекулы воды попадали в верхние слои марсианской атмосферы, где под действием солнечной радиации они могут распадаться на частицы, которые окончательно покидают Марс. Это может быть ключом к вопросу, как Марс за миллиарды лет растерял свои запасы воды, превратившись в ту ледяную пустыню, какой мы видим его сегодня.

Полученные результаты представлены в двух статьях, опубликованных в Journal of Geophysical Research: Planets и Journal of the Atmospheric Sciences