Биологи определили личность по белкам из волос

Американские ученые показали, что можно идентифицировать личность человека не только по анализу ДНК, но и по белкам, которые содержатся в волосах.

Биологи определили личность по белкам из волос© Sarah Hina / Flickr

У каждого человека в ДНК есть уникальные мутации, полиморфизмы, по которым его можно отличить от других. ДНК кодирует последовательность аминокислот, из которых состоят белки, и белковая молекула хранит информацию об этих индивидуальных признаках.

Устойчивость молекулы ДНК зависит от разных факторов — температуры, уровня кислотности среды, влажности. Со временем ДНК разрушается, и определить личность человека становится труднее. Белки дольше сохраняются в неблагоприятных условиях, а значит, дольше хранят информацию о своем «хозяине». На это обратили внимание ученые из Ливерморской национальной лаборатории и Университета Юты.

Исследователи собрали волосы 66 испытуемых, измельчили и обработали смесью реагентов, которые разрушили белковые цепочки. Раствор из коротких кусков белковых молекул, пептидов, анализировали с помощью масс-спектрометрии. Ученые выявили около сотни пептидов-маркеров, по которым идентифицировали испытуемых, восстановив по белкам информацию об их полиморфизмах.

Кроме того, ученые смогли отличить друг от друга образцы волос XVIII и XIX веков. Таким образом, они показали, что благодаря устойчивости белков волос их метод работает даже на останках, которым более 200 лет.

По оценкам ученых, метод может выявлять одного человека из 12 000. Анализ ДНК позволяет идентифицировать одного из 1013, но ученые надеются, что точность метода будет расти по мере накопления данных от его использования.

Статья с исследованием опубликована в журнале PLOS One