Деревья опускают ветви на ночь

Ученые из Австрии, Венгрии и Финляндии использовали лазерные приборы для слежения за кронами деревьев. Поскольку новый метод позволял замечать даже небольшие изменения, им удалось установить, что по ночам ветви берез опускаются почти на десять сантиметров.

Деревья опускают ветви на ночь© nadiapriestly/Flickr

Объектами исследования стали две березы (Betula pendula), одна из которых росла в Финляндии, а другая в Австрии. В течение одной ночи ветви каждой из них сканировались при помощи лазера через равные промежутки времени. Условия для каждого дерева были приблизительно одинаковыми: ясная погода и слабый ветер. Поскольку для исследования была выбрана ночь равноденствия, продолжительно темного времени суток тоже была одинаковой. Как оказалось, и финская, и австрийская березы постепенно опускали свои ветви, так что на рассвете они оказались значительно ниже, чем на закате. Поскольку движение было равномерным, в нем нельзя обвинить случайные порывы ветра.

Команда исследователей предлагает две гипотезы, объясняющие замеченное явление. Оно может быть вызвано тем, что ночью падает давление жидкости в сосудах растения, которое придает листьям и ветвям жесткость. Когда в растительных клетках происходит фотосинтез, тургор тканей возрастает, разница между внешним и внутренним давлением клеток составляет несколько атмосфер. Ночью фотосинтез прекращается, внутреннее давление и напряженность клеточных мембран падают.

Согласно другой гипотезе, перемещение ветвей оказываются еще одним проявлением циркадных ритмов в жизни растений, напоминающих смену сна и бодрствования. В дневное время ветви находятся выше, чтобы поймать больше солнечных лучей, а ночью необходимости в этом нет. Что именно является причиной движения ветвей берез в ночное время еще предстоит выяснить, но Андраш Злинский (Andras Zlinsky) из венгерского Центра экологических исследований и его коллеги склоняются ко второй гипотезе: «Тот факт, что некоторые ветви начали возвращаться в их дневное положение еще до восхода солнца, позволяет предположить, что действия березы регулируются внутренними циркадными часами».

Исследование опубликовано в журнале Frontiers in Plant Science