Фазы быстрого и медленного сна обнаружены уже у второго вида ящериц

Группа французских ученых подтвердила, что у одного вида южноамериканских ящериц различаются фазы быстрого и медленного сна. Вместе с полученным два года назад аналогичным результатом в экспериментах с австралийскими ящерицами их выводы говорят в пользу того, что разделение двух фаз сна, свойственное млекопитающим и птицам, имеется также у рептилий. Одновременно выяснилось, что фазы сна рептилий имеют особенности, значительно отличающие их от сна птиц и млекопитающих.

Черно-белый тегу © Bernard DUPONT/FlickrЧерно-белый тегу
© Bernard DUPONT/Flickr

Фаза быстрого сна была открыта в 1953 году нейрофизиологами Чикагского университета Натаниэлом Клейтманом (Nathaniel Kleitman) и Юджином Асертинским (Eugene Aserinsky). Она также называется БДГ-фазой (фазой быстрых движений глаз), так как в это время у спящего наблюдается интенсивное движение глазных яблок. Тело в этот момент находится в расслабленном состоянии, а вот электрическая активность мозга свидетельствует о его активной работе. БДГ-фаза чередуется с фазой медленного сна, когда активность мозга падает, и волны энцефалограммы становятся более синхронизированными. У людей фаза быстрого сна обычно связана со сновидениями. За ночь у спящего обе фазы сменяются несколько раз.

Долгое время не удавалось надежно выяснить, есть ли фаза быстрого сна у рептилий. В 2016 году нейробиологи из Института исследований мозга Общества Макса Планка впервые сумели доказать ее наличие, снимая электроэнцефалограмму австралийских бородатых агам (Pogona vitticeps). Они предположили, что такие состояния сна возникли у общего предка млекопитающих и рептилий примерно 350 миллионов лет назад.

Новая работа была проведена учеными из группы исследований сна Центра нейробиологических исследований в Лионе, Университета Клода Бернара и парижского Музея естественной истории. Они работали с черно-белыми тегу (Tupinambis merianae), крупными ящерицами, встречающимися в природе в Аргентине. У этого вида электроэнцефалограмма тоже показывает наличие двух фаз сна, сходных с быстрым и медленным сном. Однако авторы работы отмечают, что две фазы сна ящериц отличаются от фаз сна млекопитающих и птиц, а также есть значительные различия между фазами сна у бородатых агам и у тегу. Если у млекопитающих в быстрой фазе имеется мозговая активность, сходная с состоянием бодрствования, а также характерные быстрые движения глаз, то у обоих видов ящериц движения глаз, напротив, замедляются. А у аргентинских тегу отмечается активность мозга весьма отличная от картины, наблюдаемой у бодрствующих ящериц.

Авторы исследования приходят к выводу, что распределение фаз сна в животном мире имеет более сложный характер, чем казалось ранее, поэтому необходимо исследовать процессы сна у большего числа видов. Результаты этой работы помогут восстановить пути эволюции сна, в том числе и у человека.

Исследование опубликовано в электронном научном журнале PLOS Biology