Ген превращает комаров-самок в самцов

Ученые обнаружили ген, который определяет развитие самцов у комара вида (Aedes aegypti), который известен тем, что переносит желтую лихорадку, лихорадку денге и другие заболевания. Они надеются, что их открытие найдет применение при разработке генетических методов борьбы с этим комаром.

Aedes aegyptiAedes aegypti
© James Gathany

Уже несколько десятилетий ученые знали, что определяющий пол ген у этого вида комаров находится на определенном участке хромосомы 1, получившем название локус М. Но определить конкретный ген они долгое время не могли. Как выяснилось сейчас, в результатах секвенирования генома Aedes aegypti, опубликованных в 2007 году, данный ген вообще отсутствовал.

Решить задачу сумели ученые из Виргинского политехнического института, опубликовавшие статью в журнале Science. Для этого им пришлось секвенировать тысячи фрагментов ДНК самцов и самок комаров, выделяя те, которые наиболее часто встречаются у самцов. Таких фрагментов оказалось 164. После этого ученые сопоставили их с данными о том, какие гены активны при развитии эмбрионов самцов, и в итоге определили один ген, получивший название Nix. Ученые отмечают, что детальная последовательность событий, приводящих к появлению самцов, остается неясный, но активность этого гена лежит в начале этой цепочки. У половины эмбрионов женского пола, которым вводили фрагмент ДНК, содержащий ген Nix, развивались мужские половые органы.

Ген Nix может быть применен при генетических стратегиях контроля численности комаров. Уже сейчас для снижения их количества в природу выпускают генетически модифицированных комаров, один из генов которых приводит к ранней смерти потомства. Но половина таких комаров, получаемых в лабораториях, оказывается самками, которых выпускать нельзя, так как они сами будут пить кровь и распространять болезни. Метод станет более эффективным, если удастся гарантированно получать комаров-самцов. Наконец, дальнейшее исследования механизма определения пола позволит добиться, чтобы модифицированные комары приносили только мужское потомство,  что поможет снизить их численность. В настоящий момент такой метод уже разработан для борьбы с вредителем сельского хозяйства  средиземноморской плодовой мухой (Ceratitis capitata).