Генетики выяснили, что родина всех медоносных пчел находится в Западной Азии

По данным международной группы генетиков под руководством Амро Зайеда, пчелы как минимум три раза проникали из Западной Азии на территорию Африки и Европы, следы чего сохранились в геномах современных популяций пчел.

apis mellifera© Jon SullivanApis mellifera
© Jon Sulliva

Международный коллектив генетиков сравнил геномы 18 подвидов пчелы и пришел к выводу, что родина современных медоносных пчел находится на территории Западной Азии, откуда они распространились в Европу и Африку.

“История происхождения пчел пока остается одним из самых дискуссионных вопросов в биологии. Мы попытались найти ответ на него при помощи методов генетики. Анализ геномов 251 особей, принадлежащих к 18 подвидам этих насекомых, указал на то, что родина медоносных пчел находится в Западной Азии”, – пишут исследователи.

Медоносные пчелы из рода Apis относятся к числу одних из самых многочисленных насекомых на Земле. По оценкам ученых, существует семь видов этих перепончатокрылых, населяющих все континенты Земли за исключением Антарктиды. Как предполагают историки, пчелы были впервые одомашнены древними египтянами около 5 тыс. лет назад и с тех пор традиции пчеловодства распространились по всему миру.

В последние годы биологи и генетики начали активно дискутировать о том, где и когда возникли первые представители вида Apis mellifera, к которому относятся европейские медоносные пчелы, населяющие все рукотворные улья на Земле. Традиционно ученые считали, что их родина находится где-то на востоке Азии, однако в последние годы генетики открыли намеки на то, что пчелы могли на самом деле возникнуть в Африке.

Международная группа генетиков под руководством Амро Зайеда, профессора Йоркского университета (Великобритания) попытались разрешить эти противоречия в ходе масштабной генетической переписи всех разновидностей Apis mellifera, существующих сегодня на Земле. В общей сложности, ученые расшифровали геномы 251 пчелы, принадлежащих к 18 подвидам Apis mellifera.

Профессор Зайед и его коллеги сопоставили наборы мелких мутаций в этих геномах, что позволило им проследить за тем, как происходила эволюция и распространение предков пчел по территории Старого Света. Этот анализ указал на существование семи крупных генетических линий пчел, самые древние из которых появились на территории Западной Азии около 6 млн лет назад.

Впоследствии, пчелы как минимум три раза проникали из Западной Азии на территорию Африки и Европы, следы чего сохранились в геномах современных популяций европейских и африканских пчел. Эти вкрапления ДНК, как предполагают ученые, являются причиной существования дискуссий о потенциальном африканском происхождении Apis mellifera.

Помимо этого, ученым удалось выделить около 150 генов, которые больше всего поменялись за 6 млн лет эволюции и распространения пчел по миру. Их последующее изучение, как надеются профессор Зайед и его коллеги, позволит ученым понять, как пчелы приспособились к новым средам обитания, что поможет селекционерам вывести новые породы этих насекомых, более стойкие к непогоде и болезням.

Статья опубликована в журнале Science Advances