Лемуры и лори оказались пьяницами

Ученые выяснили, что лемуры ай-ай и толстые лори — любители спиртного. Как продемонстрировали эксперименты, они всегда выбирают нектар с более высоким содержанием алкоголя — иными словами, они сознательно хотят употреблять спиртное. Об открытии сообщается в журнале Royal Society Open Science, а коротко о нем рассказывает New Scientist.

Ай-айАй-ай
© David Haring

Ученые не раз замечали, как шимпанзе едят гниющие фрукты (с перебродившим соком). Однако оставалось неясным, научились ли приматы просто переваривать эту пищу или специально стремились к употреблению алкоголя.

Для уточнения этого вопроса зоологи провели эксперимент с двумя видами приматов. Ай-ай (мадагаскарские руконожки) во время сезона дождей пьют сок равеналы (распространенного на Мадагаскаре дерева), который может забродить. Толстые лори же часто употребляют сок пальмы Бертрама, содержание алкоголя в котором доходит до 3,8 процента.

В ходе исследования приматам предложили по пять чашечек со смесью сладкой воды и алкоголя с разной концентрацией спирта, от нуля до пяти процентов, а также обычную воду. Оказалось, что лемуры и лори всегда выбирают более крепкие напитки. Более того, выпив «сок», они настойчиво водили пальцами по чашечкам, пытаясь собрать последние капли напитка.

Этот эксперимент подтверждает «гипотезу пьяной обезьяны». Согласно последней, способность переваривать этиловый спирт возникла у приматов, когда они спустились с деревьев на землю и начали есть подгнившие фрукты — и тем самым получили доступ к новому пищевому ресурсу.

В 2014 году эта гипотеза подтвердилась на генетическом уровне, когда американские ученые выяснили, что ключевой фермент для переработки этанола мутировал примерно 10 миллионов лет назад. В итоге метаболизм этанола у предков человека — шимпанзе и горилл — ускорился в 40 раз: приматы смогли есть гнилые фрукты, не отравляясь и не пьянея.