Муравьи общаются при помощи “поцелуев”

РИА Новости. Муравьи передают важную социальную информацию крайне необычным образом – они “целуются” и обмениваются феромонами, таким образом донося волю королевы до всех обитателей колонии, говорится в статье, опубликованной в журнале eLife.

Муравьи «целуются» и обмениваются феромонамиМуравьи «целуются» и обмениваются феромонами
© Adria C. LeBoeuf

“Многие из нас считали, что трофаллаксис является всего лишь механизмом обмена пищей. Но оказалось, что подобные контакты происходят и в других контекстах, к примеру когда муравей встречается с сородичем после долгой изоляции. Поэтому мы проверили, есть ли какие-то “социальные” молекулы в жидкости, которой обмениваются муравьи”, — заявил Ричард Бентон (Richard Benton) из университета Лозанны (Швейцария).

Муравьи и многие другие насекомые-коллективисты обладают потрясающей способностью к самоорганизации – в их колониях активность десятков тысяч отдельных особей синхронизируется сама по себе, несмотря на отсутствие у них речи и других способов быстрого и однозначного обмена информацией. Сегодня муравьи и пчелы служат образцами для подражания для инженеров, разрабатывающих роботов и искусственный интеллект.

Бентон и его коллеги открыли возможный механизм подобной синхронизации, изучая одну общую для всех общественных видов насекомых привычку – так называемый трофаллаксис.

Под этим словом ученые понимают традицию муравьев, пчел, термитов и других коллективных видов животных обмениваться пищей, срыгивая ее или поедая экскременты друг друга. Считается, что так насекомые не только обеспечивают колонию пищей, но и формируют коллективную иммунную систему и скрепляют связи между отдельными членами улья и его королевой.

Как рассказывает Бентон, ученые давно знали, что подобным образом термиты и пчелы передают социальные сведения, однако среди муравьев, по общему мнению энтомологов, такой способности не наблюдалось. Бентон и его команда показали, что на самом деле это не так, проследив за жизнью колонии муравьев-древоточцев, живущих в южных штатах США. Наблюдая за муравьями, ученые отлавливали их в тот момент, когда они обменивались пищей, собирали их выделения и изучали их химический состав.

К большому удивлению биологов, в этой жидкости содержался целый набор гормонов, управляющих ростом тела, а также вещество, обычно стимулирующее рост личинок и не присутствующее в организме взрослых особей. Кроме того, ученые обнаружили вещества, которые помогают муравьям опознавать членов своей колонии, и ряд других “социальных” молекул.

Больше всего ученых заинтересовали гормоны роста – эксперименты с ними показали, что их добавление в пищу фактически удваивает шансы личинок на выживание. Соответственно, королева и взрослые муравьи могут управлять приростом населения в муравейнике, увеличивая или уменьшая концентрацию гормонов в той пище, которой они кормят личинок.

“В целом нам удалось показать, что жидкость, которой обмениваются муравьи, содержит в себе нечто большее, чем пища и пищеварительные ферменты. Наше исследование говорит о том, что трофаллаксис является своеобразной линией связи, которую муравьи используют для управления развитием их молодняка, подобно молоку у млекопитающих. Возможно, что оральный обмен жидкостями, такими как слюна, может управлять и поведением других животных”, — заключает Адрия Лебуф (Adria Leboeuf), коллега Бентона.