Некоторые некодирующие РНК помогают регулировать функцию нервных клеток

Новое исследование британских ученых раскрывает механизм, с помощью которого гены, кодирующие подмножество длинных некодирующих РНК, взаимодействуют с соседними генами, регулируя развитие и функцию основных нервных клеток, сообщает Университет Бата.

Развитие нервных клеток: дифференцированные нейроны коры, экспрессирующие аксональный маркер Tau (зеленый) и дендритный маркер MAP-2 (красный) © Dr Robert WilliamsРазвитие нервных клеток: дифференцированные нейроны коры,

© Dr Robert Williams

Геномная ДНК в большей степени состоит из так называемой «мусорной ДНК», которая не участвует в создании белка. Вместо белков они отвечают за транскрипцию некодирующих РНК – в том числе длинные некодирующие РНК (они состоят более чем из 200 нуклеотидов). ДнРНК могут выполнять разные функции – в том числе, как выяснили в ученые в новом исследовании, они могут играть ключевую роль в восстановлении физических функций у людей, которые перенесли серьезное повреждение нервов.

Некоторые из генов, кодирующих днРНК, совместно экспрессируются в головном мозге вместе с соседними генами, кодирующими белки, участвующие в контроле экспрессии генов. Другими словами, гены этих днРНК и их соседей, кодирующих белок, работают как пара. Вместе они регулируют развитие и функцию основных нервных клеток, особенно в головном мозге во время эмбрионального развития организма и в его раннем возрасте.

Новое исследование описывает регуляторный путь, участвующий в контроле уровней одной из этих пар генов. Их расположение и количество в геноме необходимо тщательно координировать, как и время их активности.

«Ранее мы определили одну из самых глубоких функций днРНК в головном мозге, и наше новое исследование выявило важный сигнальный путь, который координирует экспрессию этой днРНК и гена, кодирующего ключевой белок, с которым она связана», — объясняют авторы работы.

Открытие может помочь ученым найти способы заменить поврежденные нейроны и восстановить функции нервов — например, у людей, перенесших инсульт.

Статья опубликована в журнале PLOS Genetics