Обнаружен многоклеточный предок животных возрастом миллиард лет

В горах Шотландии ученые обнаружили микрофоссилии, сохранившие многоклеточных предков животных возрастом около миллиарда лет. Они сохранили следы ранних многоклеточных предков животных и других голозойных организмов.

Bicellum brasieri, голотипный экземпляр. Стрелки указывают на конденсированные внутриклеточные органические «пятна». © Paul K.Strother et al.Bicellum brasieri, голотипный экземпляр.
Стрелки указывают на конденсированные внутриклеточные органические «пятна».
© Paul K.Strother et al.

«Происхождение сложной многоклеточности и происхождение животных считаются одними из самых важных событий в истории жизни на Земле, — сказал руководитель группы исследователей профессор Шеффилдского университета Чарльз Уэллман (Charles Wellman). — И наша находка проливает свет на оба».

Уэллман и его коллеги изучали фосфорные линзы торридонской группы. Эти породы, распространенные на шотландском нагорье, сохранили образцы осадочных отложений, которые скапливались в древних неглубоких водоемах. В некоторых образцах ученые заметили отпечатки клеточных скоплений, включающие клетки двух разных типов. Также были обнаружены аналогичные скопления, близких размеров и формы, но состоящие лишь из клеток одного типа.

Это позволило ученым говорить об обнаружении древней протисты — одного из ранних многоклеточных организмов, предков животных и других голозоев (Holozoa), к тому времени уже отделившихся от растений и грибов. Существо получило название Bicellum brasieri. Ученые полагают, что оно еще не было полноценным многоклеточным, представляя собой сравнительно «свободное» объединение, которые могло включать то один, то два типа клеток — в зависимости от условий и фазы жизненного цикла.

«Находка позволяет предположить, — продолжает профессор Уэллман, — что эволюция многоклеточных животных началась более миллиарда лет назад, скорее в пресных водоемах, чем в океане».

Статья опубликована в журнале Current Biology