Определены нейроны ствола мозга, которые регулируют медленный сон

Исследователи из Университета Цукуба (Япония) определили нейроны, отвечающие за медленный сон, и обнаружили, что крупная сеть нервных клеток, производящих нейротензин, участвует в регуляции фазы медленного сна, пишет портал EurekAlert!.

Нейротензинергические нейроны в стволе мозга © University of TsukubaНейротензинергические нейроны в стволе мозга
© University of Tsukuba

Сон – состояние сознания, включающее в себя последовательность стадий, которая закономерно повторяется. Различают две фазы сна (не то же, что стадии сна!): меленный (NREM) и быстрый сон (REM). Известно, что гипоталамус и ствол мозга являются основными «центрами» сна, но как именно эти центры регулируют конкретную фазу – не до конца раскрыто. Новое исследование на мышах показало, что широко распространенная сеть нейротензинергических нейронов регулирует медленный сон, что также указывает на критическую роль в этом процессе нейропептида под названием нейротензин. Более раннее исследование показало, что субрегион ствола мозга – сублатеродорсальное тегментальное ядро ​​(SubLDT) – регулирует как быстрый, так и медленный сон. Поэтому ученые из Университета Цукуба нацелились на эту область в своей работе.

Используя анализ микрочипов, вживленных в мозг мышей, авторы работы измерили уровни экспрессии нескольких генов в SubLDT грызунов. Подмножество нейронов в SubLDT активно экспрессировали ген Nts, который кодирует нейротензин. Искусственно активировав эти нейроны в SubLDT, ученые вызвали медленный сон у мышей, что подтвердило роль Nts-экспрессирующих нейронов во время фазы медленного сна.

NREM-стимулирующие сон нейроны были также обнаружены в трех других структурах ствола мозга, которые ранее не считались участниками в регуляции сна (глубокое дорсальное мезенцефальное ядро, периакедуктальное серое вещество и медиальное вестибулярное ядро). Нейроны в этих регионах также экспрессируют Nts. Ученые попробовали ввести мышам нейротензин, что также заставило мозг грызунов погрузиться в медленный сон.

Статья опубликована в журнале Current Biology