Отдельные виды лягушек преодолевали океаны

Биолог Александр Пирон (R. Alexander Pyron) из Университета Джорджа Вашингтона построил модель географического распространения представителей класса амфибий. Основываясь на данных об эволюционном происхождении видов, полученных благодаря анализу ДНК, она показывает, какими путями эти виды распространялись по планете. На данный момент модель содержит данные о 3309 видах амфибий, это приблизительно 45% общего числа видов в этом классе.

Лягушка вида Heterixalus punctatusЛягушка вида Heterixalus punctatus
©Frank Vassen/Flickr

В подавляющем большинстве случаев распределение видов легко объясняется процессами дрейфа континентов, начиная от распада суперконтинента Пангеи на Гондвану и Лавразию. В кайнозойскую эру, как установил Александр Пирон, некоторые виды расселялись по сухопутным «мостам» между континентами или преодолевали неширокие проливы.

Однако ученый с удивлением обнаружил и таких лягушек, местообитание которых нельзя объяснить такими путями распространения. Например, семейство лягушек Pelodryadinae согласно данным филогенетики возникло от 61 до 52 миллионов лет назад, отделившись от другой группы, обитающей в Южной Америке. Само семейство Pelodryadinae обитает в Австралии, на Новой Гвинеи и Соломоновых островах. Объяснить это дрейфом континентов невозможно: лягушки примерное на 120 миллионов лет “опоздали” к моменту расхождения Австралии и Южной Америки.

Другой пример – представительницы семейства Hyperoliidae, обитающие на Мадагаскаре. Из более чем 250 видов этого семейства большинство распространены в Африке южнее Сахары, а 10 видов рода Heterixalus живут на Мадагаскаре. Здесь снова оказывается, что рассчитанное время отделения рода Heterixalus оказывается более поздним, чем отделение от африканского континента острова Мадагаскар, соединенного в то время с будущим полуостровом Индостан. Мадагаскар отделился от Африки 120 миллионов лет назад, а лягушки, живущие сейчас на Мадагаскаре, отделились от своих африканских родственников самое позднее 51 миллион лет назад.

Наконец, семейство лягушек Micrixalidae, представители которого обитают исключительно в Западных Гатах в Индии, также отделилось от своих африканских предков значительно позднее разделения соответствующих континентов. Ученый говорит, что объяснить эти случаи можно только предположив, что лягушки каким-то образом сумели преодолеть значительные расстояния по океану, каким бы неожиданным для пресноводных видов подвигом это ни казалось. Биолог планирует расширить сферу своих исследований, сопоставив филогенетическую историю и географическое распределение также у ящериц и змей.

Работа опубликована в журнале Systematic Biology.