Почему занятия спортом не всегда помогают похудеть

РИА Новости. Биологи раскрыли необычную и парадоксальную причину того, почему занятия фитнесом и спортом  не всегда помогают сбросить вес,  часто теряют в эффективности и даже приводят к набору массы, о чем они рассказали в статье, опубликованной в журнале Current Biology.

Аэробика

“Занятия спортом и зарядка крайне важны для здоровья. Это первое, что я говорю любому, кто спрашивает меня о выводах нашей работы. Есть сотни примеров того, что упражнения важны для поддержания нашего тела и духа в порядке, и наши выводы никак этого не меняют. Что мы показали, заключается в том, что нам следует обращать внимание и на диету, особенно тогда, когда речь идет о поддержании веса или сбросе лишних килограммов”, — заявил Герман Понтцер (Herman Pontzer) из городского университета Нью-Йорка (США).

Понтцер и его коллеги нашли парадоксальное объяснение тому, почему фитнес и зарядка часто не помогают людям сбросить лишний вес и часто быстро теряют свою эффективность, наблюдая за жизнью охотников-собирателей из племен пигмеев хадза в Танзании.

“Хадза ведут очень активную жизнь и каждый день проходят огромные расстояния, занимаясь при этом тяжелым физическим трудом. И несмотря на это, к нашему большому удивлению, мы обнаружили, что их организм тратит примерно столько же энергии в день, как и у людей, ведущих сидячий образ жизни в США или в Европе. Это открытие было большим сюрпризом для нас и стало той точкой, когда я задумался о связи между физической активностью и расходом энергии”, — продолжает ученый.

Руководствуясь этой идеей, биолог собрал группу из трех сотен добровольцев, часть из которых занималась спортом и фитнесом, а другие вели малоподвижный или сидячий образ жизни. На протяжении недели ученые следили за уровнем физической активности и потребляемыми калориями, пытаясь узнать, есть ли между ними связь.

Эти наблюдения раскрыли любопытный эффект – оказывается, что более высокий уровень физической активности не приводит к повышенному уровню энергозатрат в организме. Это означает, как объясняет ученый, что организм подстраивается под занятия спортом или фитнесом и экономит ресурсы в каких-то других системах для питания мускулов, не затрагивая при этом жировой ткани и печени, где запасаются лишние калории.

Пока ученые не знают, как конкретно работает данный механизм, и Понтцер и его коллеги планируют раскрыть его, наблюдая за изменениями в уровне энергопотребления у нескольких добровольцев, которые будут постепенно наращивать и снижать степень физической активности в контролируемой обстановке.

Как полагают авторы статьи, существует некий “потолок”, который ограничивает рост энергопотребления в организме при росте физической активности и переключает его в режим энергосбережения, экономя на работе других органов и фокусируя энергию на мускулах. Этот потолок, как считают Понтцер и его коллеги, и следует искать во время занятий спортом. Иными словами, не следует перебарщивать и ставить запредельные нагрузки, которые, судя по всему, будут приводить к обратному эффекту.