“Пробуждение” герпеса спровоцировало массовую гибель нервных клеток

Американские молекулярные биологи выяснили, что “пробуждение” вируса герпеса после ослабления иммунитета может приводить к массовой гибели нейронов в органах чувств и в периферических отделах нервной системы.

Вирус человеческого герпеса первого типа под электронным микроскопом © Wikimedia CommonsВирус человеческого герпеса первого типа под электронным микроскопом

“Сотни ученых давно пытаются понять, к каким опасным последствиям приводит проникновение вируса герпеса в клетки нервной системы, а также то, можно ли помешать этим негативным эффектам. Один из самых серьезных вопросов такого рода – что происходит с нейронами, в которых прячется вирус, после того как герпес повторно активируется”, – прокомментировала Нэнси Соутелл, вирусолог из Университета Цинциннати (США), один из авторов работы.

Вирус герпеса – один из самых распространенных возбудителей инфекций у человека. Существует несколько различных видов этого вируса, которые поражают разные части тела. К примеру, вирус HHV1 вызывает простуду на губах, HHV2 проникает в половые органы, а вирусы HHV6 и HHV7 вызывают псевдокраснуху – непродолжительную лихорадку и сыпь.

Достаточно долгое время ученые считали герпес, особенно HHV1, безобидным вирусом, однако недавно исследователи начали находить указания на то, что его присутствие в организме способствует развитию болезни Альцгеймера, рассеянного склероза, энцефалита, некоторых форм рака половых органов и других болезней.

Наблюдая за тем, что происходило с организмом зараженных мышей после того, как их иммунитет ослаблялся, Соутелл и ее коллеги открыли еще одно негативное последствие, которое связано с присутствием вируса герпеса в клетках человека.

Окопы для вируса

Дело в том, что вирус герпеса, несмотря на постепенно исчезновение вызываемых им симптомов, не пропадает из организма навсегда. Это связано с тем, что он умеет проникать внутрь нейронов. Там он скрывается от внимания клеток иммунной системы на протяжении практически неограниченного времени. Если появляются другие инфекции или ослабляется иммунитет, он “выходит из окопов”, вызывая простуду и некоторые формы сыпи.

Ученые попытались воспроизвести этот процесс, поместив несколько зараженных грызунов в теплую ванну. Длительное пребывание в ней имитировало лихорадку и другие последствия развития бактериальных или вирусных инфекций. После этого биологи начали следить за тем, как на это отреагирует вирус герпеса и тем, как на это реагировали различные типы иммунных клеток.

Эти опыты неожиданным образом показали, что из-за “пробуждения” вируса нейроны начинали массово гибнуть. Этот процесс был связан не с действиями различных иммунных клеток, которые распознают угрозу и пытаются ликвидировать ее, а с теми процессами, которые вызывало размножение герпеса внутри самих нервных клеток.

В пользу этой теории говорит то, что подавление активности Т-клеток и других телец, которые заставляют зараженные нейроны самоуничтожиться, не спасло нервные клетки от гибели, однако ацикловир и прочие вещества, которые мешают вирусу формировать новые частицы, защитили нейроны мышей от массового уничтожения.

Как этот процесс влияет на работу мозга и периферической нервной системы человека, ученые пока не знают. Однако сам факт массовой гибели нейронов вряд ли может положительно влиять на работу организма. Соответственно, прием препаратов вроде ацикловира во время различных инфекций, которые могли бы “пробудить” герпес, должен защитить носителей герпеса от подобных последствий, подытожили исследователи.

Статья опубликована в журнале PLOS Pathogens