Самцы богомолов предпочитают «роковых женщин»

Широко известный брачный каннибализм богомолов, вопреки распространенному мнению, не носит тотального характера. Во многих случаях самка после спаривания не пытается съесть самца. Однако исследование Кэтрин Берри (Katherine L. Barry) Университет Маккуори (Macquarie University) в Сиднее показывает, что богомолы-самцы сами предпочитают тех самок, которые их потом съедят. Статья, где описывается это явление, вышла в журнале Proceedings of the Royal Society B.

Pseudomantis albofimbriataPseudomantis albofimbriata в момент спаривания
© barrameda.com

Этот эффект был обнаружен у богомола Pseudomantis albofimbriata – наиболее распространенного вида богомолов в Австралии. В предыдущем исследовании Кэтрин Берри установила, что самца после спаривания с большей вероятностью съедают те самки, которые плохо питаются и испытывают недостаток веществ, необходимых для производства потомства. На этот раз исследовательница изучила поведение самца при выборе партнера. У богомолов именно самец выбирает самку для спаривания, а самки лишь выделяют феромоны, чтобы их привлечь. При этом по феромонам самки можно установить состояние ее здоровье. Казалось бы, самец для благополучия потомства и собственной безопасности, должны выбирать наиболее откормленных и сильных самок.

В эксперименте самки богомолов были разделены на четыре группы, которые получали разное количество пищи («очень мало», «мало», «нормально», «много»). Самцам, которые не могли видеть самок, предлагалось выбрать одну из них для спаривания по выделяемым ею феромонам. Оказалось, что самки, которым доставалось мало корма, привлекают самцов заметно сильнее. И это не смотря на то, что они с большей вероятностью съедят в конце концов этого самца.

Объяснить это явление можно пользой его на уровне популяции. Хорошо питающиеся самки и так имеют неплохие шансы оставить потомство, а вот те, кому досталось мало пищи, получают дополнительную подкормку самцами.