Северокавказские бабочки по числу хромосом оказались равными людям

Сотрудники Зоологического института и МГУ обнаружили на Северном Кавказе в Дагестане новый вид бабочек и назвали его голубянка южнороссийская (Polyommatus australorossicus). От близкого вида голубянки азербайджанской (Polyommatus aserbeidschanus) его отличает только количество хромосом. В соматических клетках южнороссийских голубянок оно совпадает с таковым у человека и составляет 46.

Polyommatus australorossicus © Владимир ЛухтановPolyommatus australorossicus
© Владимир Лухтанов

Масштабное исследование северокавказских голубянок стартовало в середине 1990-х годов, когда энтомолог Владимир Лухтанов со своими студентами начал сбор соответствующих бабочек. На протяжении двадцати лет он с коллегами изучал морфологию и генетику этих насекомых. В 1997-м к работе подключился другой энтомолог — Александр Данченко. Его интересовала главным образом экология голубянок.

Проведя цитогенетический анализ (исследования числа и формы хромосом с помощью микроскопа) клеток азербайджанских голубянок, Лухтанов выяснил, что у разных бабочек, которых при поимке отнесли к этому виду, отличается количество хромосом. У некоторых размер двойного набора составил 46 хромосом, что, кстати, для бабочек нетипично. Это означало, что на самом деле в азербайджанские голубянки «записали» насекомых какого-то другого, неизвестного вида. Ему дали название голубянка южнороссийская.

Интересно, что у двух внешне неразличимых видов неодинаково не только число хромосом, но и экология. Гусеницы азербайджанской и южнороссийской голубянок живут бок о бок, но кормятся на растениях разных, хотя и близких, видов.

Кроме того, исследователи проанализировали геномы нескольких других видов кавказских голубянок и определили их ключевые отличия друг от друга. Если принять их во внимание, то систематику голубянок придется несколько изменить.

Статья об исследовании опубликована в журнале Comparative Cytogenetics