Тасманийский волк начал вымирать задолго до истребления человеком

Тасманийский волк (сумчатый волк, или тилацин, Thylacinus cynocephalus) — последний представитель семейства сумчатых волков, живший на Земле еще 100 лет назад. Когда-то ареал распространения этих волков простирался на всю Австралию, но под влиянием разных факторов 3000 лет назад сузился до острова Тасмания. Прибывшие туда в конце XVIII века европейские колонисты посчитали сумчатого волка угрозой для своих животных и начали его истреблять. К 30-м годам прошлого века тасманийские волки были полностью уничтожены. Исследование 2011 года показало, что тасманийский волк в силу физиологии не представлял угрозы для овец и его истребление было необоснованным.

Thylacinus cynocephalusThylacinus cynocephalus
©  Hobart Zoo

До недавнего времени многие аспекты эволюционной истории этого уникального хищника оставались неизвестными. Чтобы восполнить этот пробел, команда ученых секвенировала геном тасманийского волка. ДНК для этого исследования было взято из мягкой ткани животного возрастом 108 лет, хранившегося в одном из австралийских музеев.

Проведенный анализ показал, что тасманийский волк стал клониться к вырождению еще задолго до встречи с европейцами. Из-за ограниченного места обитания снизилось генетическое разнообразие популяции, и это началось еще 70 000 лет назад. В геноме волков накапливались генетические ошибки, и они стали хуже приспосабливаться к среде. В то время как с начавшими на него охотиться первыми людьми — австралийскими аборигенами — тасманийский волк повстречался 65 000 лет назад.

Вместе с этим открытием ученые смогли более точно описать эволюционную историю тасманийского волка. Как показало его ДНК, он принадлежит к той же родственной линии хищных сумчатых, которая включает в себя тасманийского дьявола и узконогую сумчатую мышь. Ученые также обратили внимание на так называемую конвергентную (т.е. параллельную) эволюцию двух очень различных генетически видов — собаки динго и сумчатого волка, разделившихся в процессе эволюции еще 160 млн лет назад. Оба этих животных, несмотря на различия генома, очень похожи внешне, что обусловлено проживанием в сходной местности и физиологической адаптацией к ней.

В своей работе ученые особо подчеркивают, что, несмотря на признаки генетического вырождения, именно человек свел под корень этот вид и при определенных условиях сумчатого волка можно было спасти. «Наше исследование дает надежду, что ДНК тасманийского волка поможет объяснить генетическую основу вымирания, чтобы помочь другим видам, находящимся под угрозой исчезновения», — пишут авторы работы.

Исследование опубликовано в журнале Nature Ecology and Evolution